Орфики (Кузнецов, 2007)
ОРФИКИ — представители древнегреческого религиозного движения, возникшего в VI в. до н.э. в результате реформы культа Диониса. О. верили в реальное существование мифического певца Орфея, участника древнегреческого сказания об аргонавтах, учение которого они считали древнее и авторитетнее теологии Гомера и Гесиода и почитали его основателем культа Диониса. В орфических поэмах омофагия (центральный ритуал дионисийских оргий, заключающийся в поедании сырого мяса растерзанной в вакхическом экстазе животной жертвы) толкуется как первородный грех титанов, растерзавших ребенка-Диониса и вкусивших его плоти. Согласно орфической мифологии, искупить грех титанов, наследуемый всем человечеством, мог только «чистый», т.е. посвященный в мистерии и ведущий орфический образ жизни, существенной чертой которого было вегетарианство. Тема титанического греха потребовала принятия веры в бессмертие души и загробное воздаяние и создания оригинальной теокосмогонии, что и было сделано в гекзаметрических поэмах О., приписываемых Орфею. Эти поэмы создавались в течение 1 000 лет, отражая различные изменения в религиозно-философской картине мира греков, однако до нас дошли только два поздних памятника: сб. «87 гимнов Орфея» (Малая Азия, ок. 200 г.) и «Орфические аргонавтики» (V в.). Остальные произведения сохранились во фрагментах и косвенных переложениях.
После разгрома пифагорейского союза оставшиеся его члены соединились с О., учение которых об аскетической жизни и переселении душ соприкасалось с пифагорейством.
В современной литературе О. называют авторов «поэм Орфея» (Ономакрит — Афины, VI в. до н.э. и др.), а также всех последователей культа Орфея.
Литература:
Orpheus Hymni, ed Guil. Quandt, Berolini, 1955;
Kern O. Orphicorum fragmenta. Berolini, 1963;
Русяева А. С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии // ВДИ. 1978. № 1.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 394-395.