Игра (Шапарь)
ИГРА — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Отличительные признаки развертывания И. — быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект, и столь же быстрое приспособление его действий к новой ситуации. В структуру И. детей входят: 1) роли, взятые на себя играющими; 2) игровые действия как средство реализации этих ролей; 3) игровое употребление предметов — замещение реальных предметов игровыми, условными; 4) реальные отношения между играющими.
Единица И. и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, — роль. Сюжетом И. предстает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием И. выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В И. происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.
Характерная особенность И. — ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной И.: 1) играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; 2) ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект игры.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 151-152.