Вопросы детские
ВОПРОСЫ ДЕТСКИЕ - результат и показатель развития ребёнка. Первый вопрос детский: «Что это?» - возникает в период активного ознакомления с окружающими предметами и накоплениями словаря в раннем детстве или старшем дошкольном возрасте. Он задаётся в этот период чрезвычайно часто и относится к разным сферам деятельности - как близким, так и весьма далёким от опыта ребёнка. Обилие В. само по себе не является показателем возникновения у ребёнка подлинной любознательности, однако может при правильном педагогическом руководстве стать её основой. «Почему?» не всегда употребляется ребёнком по назначению. Он может предполагать - как собственно причинное объяснение, так и объяснение цели, мотивировки, обоснования (Ж. Пиаже). Ребёнок часто, особенно в случаях, далёких от его опыта, довольствуется поверхностными ответами, не всегда может понять причинное объяснение, данное взрослым, что ведёт иногда к неверной трактовке сути вопросов детских, возможностей их мышления в целом. В то же время при правильной организации деятельности ребёнок дошкольного возраста на близком к его опыту содержании может не только адекватно воспринимать объяснения взрослых, но и становиться способным самостоятельно устанавливать связи и зависимости между явлениями, в частности, вскрывать простейшие их причины. Вопросы ребёнка приобретают при этом подлинно познавательный характер.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 84.