Воображение воссоздающее
ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ - психический процесс создания образов новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид В. используется в самых различных видах деятельности. В учении он играет особо важную роль. Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ педагога, текст учебника, пособия), учащийся должен представить себе то, о чём идёт речь; например, вообразить себе моря, озёра, горы, незнакомые растения, животных и т.д. Особенно велика роль В. в. при чтении художественной литературы: учащиеся с помощью В. в. представляет себе героев, видит картины природы, чувствует себя участником событий, описанных в книге. Чтобы правильно представить себе то, что передано словом, нужно иметь достаточные знания. Только на знание опирается В. в. Если знания недостаточны, то и представления могут быть искажёнными: так, некоторые дети представляют мамонта высотой с четырёхэтажный дом, а гибель иноземных завоевателей на льду Чудского озера от рук воинов Александра Невского в середине XIII в. представляют таким образом: «Пушки пробили лёд, и рыцари утонули». Чтобы создать у уч-ся правильное представление (образ) о новом учебном материале, надо не только эмоционально, но и ясно и точно рассказывать о нём. С этой же целью важно дополнять словесную информацию наглядным материалом. Опора на наглядный материал всегда помогает работе В. в. - воссозданный образ становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную действительность. Например, изучая литературное произведение, сюжет которого далёк от современности, хорошо показать учащимся репродукции картин, изображающих быт и историческую эпоху того времени. Своеобразной школой В. в. служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своём В. различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное В., необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объёмных тел в различных ракурсах.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 78-79.