Воображение (Рапацевич)
ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) - психический процесс создания новых образов предмета, ситуации, обстоятельств путём перестройки имеющихся у человека представлений. Иначе говоря, В. - это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности посредством переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта, способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе. В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время всё большее распространение получает идущее от И. Канта понимание В. как всеобщего свойства сознания. При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий и построением общих схем последних. Это находит своё проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А.В. Запорожец), «продуктивного восприятия» (П.И. Зинченко), "в функциогенезе некоторых форм двигательной активности" (Н.А. Бернштейн), "в акцепторе результатов действия и «опережающем» отражении" (П.К. Анохин).
В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) ещё до того, как сложится само это понятие, а схема получит отчётливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение. Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления. Возможность В. «забегать» вперёд, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь В. и мышления. Подобно мышлению В. возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Так, если потребности древних людей объяснить происхождение и возникновение мира породили возникновение религиозных образов, то в настоящее время для этого чаще используются фантастические картины космических пришельцев. Однако, в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщённо и опосредованно познавать мир, В. протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых В., очень часто раскрываются те или иные отвлечённые теоретические мысли. Каждый писатель, художник в процессе творчества пытается передать, объяснить свою мысль др., но не через отвлечённые понятия, а с помощью конкретных образов. Достаточно вспомнить любую басню, сказку, поговорки. Везде мы ищем основную мысль, основную идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих произведениях. Др. отличительной характеристикой В., его признаком выступает возможность использования В. в проблемных ситуациях высокой степени неопределённости, когда исходные данные не поддаются точному анализу. Как правило, здесь мышление оказывается гораздо менее эффективным, чем в случае, если все данные известны и подчинены строгой закономерности. В этом смысле В. может рассматриваться как определённая форма, «заместитель» мышления. Подчёркивая связь между мышлением и В., К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное В. есть необходимая принадлежность ума.
В. отличается также от восприятия и памяти. Образы, возникающие в В., законы их преобразования значительно отличаются от тех, которые характеризуют восприятие и память. В., во-первых, гораздо меньше связано с реальностью, чем восприятие и память. Если образы восприятия более или менее точно отражают действительность, причём предполагают непосредственное воздействие этой действительности на органы чувств, то в В. мы имеем дело с продуктами, которые, во-первых, лишь весьма отдалённо напоминают реальность, во-вторых, возникают независимо оттого, воздействует или не воздействует объект на органы чувств. В памяти, в том числе в образной, мы восстанавливаем прошлое, которое когда-то было нами воспринято, прочувствовано, причём делаем это почти буквально или достаточно близко к реальности. В В. мы имеем дело или с не совсем реальным прошлым или с потенциальным будущим. В., в отличие от памяти, почти никогда не имеет дело с настоящим в своём содержании. Оно или преобразует нечто, бывшее в прошлом, или реконструирует возможное будущее (мы пытаемся представить себе, что произойдёт или могло бы произойти при определённых условиях). Восприятие и память представляются процессами, определяемыми извне, по крайней мере в своих продуктах. В. находится под сильным влиянием мотивации, которая как бы детерминирует изнутри его направление и содержание.
Несмотря на то, что в В. у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречавшихся ему, составляющим их элементами всегда можно найти реальные аналоги в окружающей действительности. Создавая новый предмет, будь то машина или дом, человек мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его В. Даже в изображении жителей Марса писателем-фантастом Гербертом Уэллсом можно найти земные реалии. По мнению автора, голова марсианина похожа на металлический цилиндр, снабжённый клювом птицы, ноги напоминают конечности насекомого и в общем марсианин оказывается похожим на огромного спрута.
В целом, по мнению C.Л. Рубинштейна, мощь творческого В. и его уровень определяются соотношением двух показателей: 1) тем, насколько В. придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений; 2) новизной и оригинальностью, отличными от непосредственно данного его порождения. В., не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно.
В. может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида В.: пассивное и активное. В психологии различают произвольное и непроизвольное В. Первое проявляется напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе - в сновидениях, т.н. изменённых состояниях сознания и т.д. Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Учитывая то, что творческий характер присущ В. как таковому, образы «воссоздающего» В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамических репродуктивных представлений. C.Л. Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное В. Образы, которыми оперирует В., различны, это могут быть образы единичные, вещные, обременённые множеством деталей, и образы типизированные, обобщённые схемы, символы.
Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдалённого будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Продуктом В. являются грёзы, в которых выражаются сокровенные, нередко нереальные, несбыточные желания, мечты возвышенного плана.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 76-78.