Одействование

ОДЕЙСТВОВАНИЕ - термин, применяемый А.И. Герценом в работах 1840-х гг. для обозначения процесса превращения духа в действительность, знания в действие, в практику.

Занимаясь изучением философии Гегеля, Герцен обратил внимание на момент воплощения духа в действительность, на процесс «оформления» идеи, т.е. придания материи, как инобытию духа, определенной формы. Термином «О.» он характеризует превращения потенции, заложенной вдухе, в действительность. Мысль об О. идеи, мысли, сущего развивается Герценом в «Письмах об изучении природы», где термин «О.» как раз и используется в указанном смысле.

Несколько иной смысл термина «О.» — историософический - рассматривается Герценом в работе «Дилетантизм в науке», где он говорит об О. своего призвания каждой личностью, которая оставляет благодаря этому печать своей индивидуальности на событиях (см.: Герцен А. И. Собр. соч. В 30-ти т. Т. 3. М., 1954-1966. С. 86). Здесь Герцен несколько уточняет и дополняет гегелевское понимание истории и роли в ней человеческой личности. Гегель полагал целью философии ведение, т.е. познание. Но познание, подчеркивает Герцен, — лишь момент в целостной человеческой деятельности, которая должна завершаться каким-то действием, поступком, т.е. превращением знания в действие, О. знания. В работе «Публичные чтения г. Грановского» (статья 2-я) Герцен отмечает, что первым заметил односторонность гегелевского построения истории, которая заключается в том, что О. познанной истины предоставляется только грядущему, а не настоящему. Герцен подчеркивает сиюминутность О., каждодневность этого процесса в жизни каждой личности и в развитии человеческой истории. Для Герцена О. есть ежедневный процесс воплощения своего призвания, своих знаний в действие, в реальный процесс воздействия личности на развитие истории, творчество истории.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 387.