Возрастная физиология
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - раздел физиологии, изучающий особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. Курс В. ф. призван раскрыть будущим психологам, педагогам и воспитателям основные закономерности физического развития детей в различные возрастные периоды. Знание этих закономерностей является важным фундаментом для более глубокого изучения и осмысления курса общей и педагогической психологии, педагогики. В. ф. помогает вооружить студентов физиолого-гигиеническими основами организации учебно-воспитательного процесса школы, режима труда и отдыха учащихся. В. ф., таким образом, является базой для изучения психологии и педагогики и вместе с этими науками формирует у будущего учителя научный подход к воспитанию детей. Это делает В. ф. существенным звеном, естественнонаучной основой всей системы педагогического образования. «Первое, что должен знать педагог, - писала Н.К. Крупская, - это строение и жизнь человеческого тела - анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребёнка» (Крупская Н.К. Пед. соч., т. 5, М., Изд-во АПН РСФСР, 1959, с. 596). Только в том случае, если воспитатель знает возрастные физиологические особенности организма детей, он может наилучшим образом развивать их умственные и физические способности.
Важную роль В. ф. играет для медицины и её специальной отрасли - гигиены. Важнейшее условие сохранения здоровья - правильная организация труда и отдыха. Чтобы понять изменения, происходящие в организме ребёнка при различных заболеваниях, лечить его, необходимо знание особенностей функционирования организма ребёнка в условиях физиологической нормы. Гигиена детей и подростков, в том числе школьная гигиена, изучая условия жизни, обеспечивающие их нормальное умственное и физическое развитие, высокую работоспособность, укрепление здоровья, и разрабатывая на этой основе санитарно-гигиенические требования и нормативы, опирается на данные В. ф. Данными В. ф. пользуются архитекторы и строители при разработке и осуществлении санитарно-гигиенических требований к планировке и благоустройству дошкольных и школьных помещений, при проектировании лагерей отдыха детей и т.д. В. ф. как наука о функциях организма раскрывает законы деятельности головного мозга, обосновывает материальную природу сложнейших форм приспособления организма к условиям среды, показывает материальную природу психической деятельности человека, что имеет немаловажное значение в формировании диалектико-материалистического мировоззрения.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 69-70.