Возраст (Рапацевич)
ВОЗРАСТ - объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) В. датируется в единицах измерения времени (годы, месяцы, дни и т.д.). В науке (психологии) используется условный В., определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: младенчество (от рождения до I года), раннее детство (1 - 3), дошкольный В. (3 - 6/7), младший школьный В. (6/7 - 11/12), отрочество (11/12 - 15/17), юность (15/17 - 19/21), молодость (19/21 - 25/30), зрелость (25/30 - 55/60), старость (55/60 и выше). Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать В. содержательное значение. Для каждого В. определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т.д.), «социальная ситуация развития» (JI.C. Выготский), психологическое ново-образование и пр. Стабильные (литические) В. чередуются с кризисами возрастного развития, переходными периодами от одного возрастного этапа к др. (чаще в детстве, чем во взрослости).
Иногда специально выделяются биологический, социальный и психологический В., определяемые соотнесением определённой суммы биологических, социологических и психологических параметров индивида с некоторым нормативным (среднестатистическим) симптомокомплексом.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 66-67.