Внимания распределение

ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - способность рассредоточить В. на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идёт о В. р. между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются правильно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создаётся за счёт способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание. Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течение определённого времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях В. р. между несколькими одновременно выполняемыми делами. В. р. зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Умение распределять В. воспитывается. Общеизвестно, что, объясняя урок, начинающий учитель не видит каждого учащегося в классе, иногда сам допускает ошибки в рассказе и не замечает их, пропускает ошибки в ответах учеников. Это связано с тем, что неопытный учитель не умеет распределить и организовать своё В. Единственным объектом для него является материал, который он рассказывает. Бросая во время объяснения взгляд на учеников, он не видит нарушений дисциплины. С опытом и содержание учебного материала, и его изложение начинают в меньшей мере сковывать В. учителя. Благодаря этому возникает возможность распределять В. между объяснением материала и наблюдением за поведением школьников. Вследствие значительной автоматизации одного из видов деятельности уменьшается сила оптимального очага возбуждения в коре головного мозга и соответственно ослабевает отрицательная индукция этого очага на другие участки коры мозга. Способность распределять В. воспитывается в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 60-61.

Понятие: