Внимания переключение

ВНИМАНИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ - намеренный перенос В. с одного объекта на др. Осознанность отличает переключение от отвлечения В. Отвлекаясь, человек меняет объект В. непроизвольно; переключая В., он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим В. с одного объекта на др. или с одной его стороны на др.

В. п. зависит от характера объектов. Учащиеся писали контрольную работу по математике. В начале следующего урока им трудно переключаться от только что проделанной работы. В сознании всплывают новые варианты решения задач и примеров, возникает раздумье над тем, что сделано. Всегда трудно переключить В. от сильного раздражителя на более слабый.

Большое значение имеет привычка переключать В. В некоторых классах звонок и появление учителя вызывают полное В. п. учащихся на урок. Но бывает и так, что учитель приучил школьников длительное время не сосредотачиваться на уроке, поэтому переключение отдел, которыми школьники занимались на перемене, происходит медленно. Нужно так организовать процесс обучения, чтобы с самого начала урока школьники получили задание, которое переключает их В.

Значительно облегчает перенос интереса к предмету и осознание его значения для человека. В. быстрее и легче переключается от менее важного для личности объекта деятельности к лично более значимому.

В. п. всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему уч-ся трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была интересной. Потому же не рекомендуется без особой нужды часто менять содержание и виды работы в процессе учебной деятельности, если это вызывает у уч-ся трудности и требует большой перестройки характера деятельности. Однако при утомлении и однообразной работе В. п. полезно и необходимо.

Физиологически В. п. представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Способность к быстрому В. п. зависит от подвижности нервных процессов, т.е. в конце концов от типа нервной системы.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 57-58.

Понятие: