Внимание (Рапацевич)
ВНИМАНИЕ - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Иначе говоря, это познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремлённости сознания человека на определённый объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчётливее, глубже. В. является обязательным условием продуктивности всякой сознательной деятельности. Особенно велика его роль в познавательной деятельности, в частности в учебной деятельности. Непонимание учебного материала, плохое запоминание его, ошибки при выполнении учебных заданий и т.п. часто вызываются отсутствием или недостаточностью В. учащихся. В свою очередь В. в большей мере зависит от характера деятельности, в которую вовлечён человек, и от её значения для данного человека. Велика зависимость внимания от особенностей личности человека: от его потребностей, интересов (в особенности познавательных), идейной направленности, волевых качеств, темперамента, характера. Значительную роль играет настроение, а также физическое состояние человека (утомление или бодрое самочувствие).
Круг проблем изучения В. выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепция (Лейбниц, Кант, Гербарт). В работах Вундта это понятие было отнесено к процессам, через которые происходит чёткое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта - «творческий синтез». Значительный вклад в развитие представлений о В. был внесён русским психологом Н.Н. Ланге, разработавшим теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Т. Рибо, он связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов.
В современной психологии исследования В. проводятся в психологии общей, инженерной, медицинской, возрастной, педагогической, нейропсихологии и психологии труда. В. занимает особое место среди психических явлений. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трёх сфер психического. В. - динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нём с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, необходимого для выполнения определённого акта деятельности или общения. В. проявляется в избирательном отражении материальных или идеальных объектов в соответствии с потребностями субъекта и с целями и задачами его деятельности. Это - своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре деятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания («фокус» сознания) на объекты, которые он воспринимает в ходе деятельности и о которой думает и говорит. Благодаря устойчивому В. он глубже осознаёт свою практическую жизнь и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям и к самому себе.
В отечественной психологии разработана теория В. как функция внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения (П.Я. Гальперин и др.). Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и её планомерное формирование, позволяет преодолеть некоторые дефекты В., например, рассеянность. Различают следующие виды В.: внешнее, внутреннее, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 51-52.