Общественно-экономическая формация (Кузнецов)

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - понятие, используемое Марксом для обозначения определенных ступеней в развитии общества. Понятие формации («образование») он взял из геологии. Впервые оно появилось в его работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». В классическом виде эта категория была представлена в Предисловии Маркса «К критике политической экономии», написанной в 1859 г. В этой работе Маркс писал: «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества... В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7).

Категория О.-э.ф. имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, абстрагируясь от частных явлений и случайностей. Конечно, реальный процесс неизмеримо богаче и содержательнее, чем любая философская категория. Феодализм, по выражению Энгельса, никогда не соответствовал своему понятию. То же самое можно сказать о капитализме, рабстве и т.д.

Отсюда не следует, что категория формации — идеальная конструкция и не отражает объективной реальности. Она ее отражает адекватно, но адекватность следует понимать как отражение сущности, а не явления. Исторический процесс — совокупность самых разных явлений и событий. Формация имеет дело с логикой истории, показывает ее единство и многообразие. О.-э.ф. включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, социальные, семейно-бытовые и пр.). Стержнем формации является способ про-изводства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. А основой производственных отношений является форма собственности на средства производства. О.-э.ф. соответствует исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Каждая формация — это особый социальный организм, развивающийся на базе своих имманентных законов. Вместе с тем О.-э.ф. — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии.

Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая Правда, у Маркса есть еще и другое деление мировой истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Он подчеркивал, что общество не может перескочить через естественные фазы своего развития, что более развитая страна показывает менее развитой ее собственное будущее. Маркс выявил сложный и трудный характер развития исторического процесса. Но он вовсе не считал, что каждая страна в обязательном порядке должна пройти все формации. Для него важно то, что все человечество проходит эти формации.

Маркс употребил еще понятие азиатского способа производства, вызвавшее острые дискуссии, начиная с 20-х гг., которые, в сущности, ни к чему не привели. Понятие азиатского способа производства обозначало такой общественно-экономический строй, в котором отсутствует частная собственность на средства производства, прежде всего на землю, нет класса эксплуататоров, есть общины, владеющие землей, но эксплуатируемые государством. Власть имеет деспотический характер. Монарх сосредоточивает в своих руках все рычаги власти — экономические, политические, юридические и т.д. Причины возникновения на Востоке азиатского способа производства — суровые климатические условия, необходимость ирригационных работ, которые под силу только государству.

С точки зрения философии истории со-вершенно неважно, существовал азиатский способ производства или нет, не важно так-же, сколько было формаций — пять, шесть, десять или двадцать — но важно, что во всей мировой истории имеют место определенные ступени, стадии, свидетельствующие о том, что исторический процесс не стоит на месте и что каждая его стадия или формация качественно отличается от предыдущей.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 380-381.