Гештальт-психология (Шапарь)

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ — одна из школ современной зарубежной психологии, в которой главным первичным и основным элементом психики считаются психические структуры, целостные образования (гештальты). Для Г.-П. характерно преувеличение роли формы в психической деятельности, неисторическое понимание психики.

По мнению ее теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, которые должны интегрироваться либо сознанием, как полагают структуралисты, либо механизмами обусловливания, как утверждают бихевиористы. Мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организовано: воспринимается некое организованное целое, а не просто сумма его частей. Возможно, что механизмы такой организации восприятий существуют еще до рождения — это предположение подтверждается некоторыми наблюдениями.

Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного). Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность, структурность, зависимость образа предмета — фигуры — от его окружения — фона и пр.

При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения были противопоставлены бихевиоризму, объяснявшему поведение в проблемной ситуации перебором двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании процессов мышления основной упор делался на преобразование познавательных структур, благодаря которому эти процессы становятся продуктивными, что отличает их от формально-логических операций, алгоритмов и пр.

Хотя Г.-П. как таковая уступила место другим направлениям, ее вкладом не стоит пренебрегать. Многие концепции, выдвинутые в ней, вошли в различные разделы психологии — от изучения восприятия до динамики групп. Идеи Г.-П. оказались весьма эвристичными — по сути, был открыт новый способ психологического мышления. Хотя в «чистом» виде это направление ныне практически не представлено, а ряд положений частично обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего значением в культуре и практике конкретного человека), многие идеи оказали глубокое влияние на развитие и возникновение ряда психологических направлений. Идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику, а исследования мышления в Г.-П. во многом определили идею обучения проблемного.

Главные представители Г.-П. — немецкие психологи М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие Г.-П. общенаучные позиции занимали: 1) К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения; 2) К. Гольдштейн — сторонник холизма в патопсихологии; 3) Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в социальную психологию для объяснения межличностного восприятия.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 91-92.