Фасилитация социальная
ФАС(Ц)ИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от англ. facilitate - облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности человека вследствие актуализации в сознании человека образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя. Возникновение феномена фасилитации социальной зависит от характера выполняемых задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость фасилитации социальной от пола, возраста, статуса, других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия личности, ведет к ухудшению результатов ее деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции (подавления). Явление фасилитации социальной учитывается в педагогическом процессе, когда учитель хочет простимулировать деятельность отдельного воспитанника, группы или класса.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 158-159.