Общее благо

ОБЩЕЕ БЛАГО - одна из целей политики, провозглашенная античной политической философией; «земная» цель существования человеческого общества в католической философии. К общему благу обращались мыслители различных ориентации, включая христианские и светские. Блаженный Августин, например, солидарен с Цицероном в том, что задача государства заключается в заботе о благе всего народа, об О.б. О.6., согласно Августину, нравственно, благородно, но может быть и фальшивым. По этой причине народ должен искать возвышенные идеалы, ставить перед собой высокие цели, находить способы и средства их осуществления и всегда помнить, что благополучие легко можно испортить и развратить, что нет такого блага, которое могло бы обеспечить блаженную жизнь жителей сего «града». Лучшее же благо принадлежит «граду небесному», которое, однако, доступно жителям «града земного». Из требования Евангелия жить в мире со всеми народами и из естественного стремления человека к миру вытекает обязанность государства в обеспечении гражданам внешней безопасности и внутреннего порядка, который уподобляется Августином музыкальной гармонии, возникающей в результате совместной игры музыкантов.

В томизме и неотомизме понятие «О.б.» выходит за рамки «чисто» земного существования людей. В упорядоченном человеческом обществе, по мнению Аквината, каждый его член подчинен, во-первых, общей цели — О.б. и, во-вторых, остальным его членам. Так как общая цель трансцендентна, служение «другому» имеет второстепенный, но все же решающий для структуры общества характер. Общество стремится к дости-жению О.б., которое нетождественно ни личному, ни совокупности личных благ. Оно обладает первенством перед благом любой отдельной личности, но не является высшим, поскольку таковым, по Аквинату, является только Бог, к которому всякое благо в какой-то степени имеет причастность. О.б. многообразно и сводится Аквинатом в иерархическую систему целей: а) цель каждого творения Божиего — собственное совершенство; б) низшие творения созданы для высших, а все они - для человека; в) все творения должны заботиться о совершенстве всего универсума; г) конечная цель всего универсума — Бог; д) разумные существа занимают в этой системе целей особое место, поскольку они могут обрести Бога благодаря познанию и любви. Государство как раз создано и существует не ради самого себя, а для того, чтобы облегчить своим гражданам достижение их целей. Следовательно, Аквинат придерживается принципа, согласно которому не гражданин существует для государства, а государство для гражданина, что вовсе не исключает принуждения и насилия, но только в том случае, если ради О.б. правителям придется пойти на это.

Столь же большое внимание уделяет О.б. неотомист Ж. Маритен. О.б. — это с точки зрения естественного права правильная, упорядоченная жизнь общества. К О.б., прямо связанному с потусторонним миром, Маритен причисляет не только общественные удобства и услуги (дороги, порты, школы и т.п.), вооруженные силы государства, правовые нормы, культурные ценности и др., но прежде всего совокупность граж-данской совести, политические добродетели, чувство свободы и т.д. Благо является «общим» потому, что оно признано отдельными личностями и каждая из них является зеркалом целого. Поскольку оно является благом общества в целом, личность сама находит в нем свою долю, что, по признанию Маритена, является для нее делом трудным. Праведная жизнь, построенная в соответствии с требованиями естественного права, и О.б. - вот те рамки, по мнению Маритена, в которых должна протекать деятельность и каждой отдельной личности, и всего общества.

Важнейшим элементом О.б. является единство общества, члены которого спая-ны между собой, и общественный порядок, основывающийся на иерархическом строении общества. Так как человеческая природа предполагает неравное участие людей в О.б., каждый человек занимает свое собственное, соответствующее его вкладу положение в обществе. Взятая в целом совокупность неравенств представляет собой, по Маритену, общественный порядок. Требование ликвидации неравенства Маритен считает безрассудным, поскольку оно вытекает из иерархического порядка бытия, физического и психического неравенства людей, а не из социально-экономических условий, как полагает марксизм. В то же время наряду с неравенством существует равенство: все люди равны перед Богом и между собой в том, что все они являются детьми одних прародителей, что над всеми одинаково тяготеет первородный грех, что все в равной мере искуплены Христом и потому имеют равные возможности стать обитателями рая.

Другим элементом О.б. является мир, сотрудничество и солидарность между общественными группами, слоями населения и классами, существование которых Маритен не отрицает, но не считает, что противоречия между ними носят антагонистический характер. Наоборот, они, по его мнению, дополняют друг друга, солидарны друг с другом, если ставят заботу об О.б. выше своих классовых интересов. Между ними нельзя обострять конфликты, ибо они могут завершиться исторической катастрофой.

В светской философии в XIX-XX вв. О.б. стало предметом тщательных исследований Дж.С. Милля, И. Бентама, В. Парето и было конкретизировано в формуле, разработанной последним: «Благо общества не может быть общим, если кто-либо не охватывается им». Оно включает в себя только земные блага людей и часто выражается производными понятиями «образ жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «жизненные стандарты» и др.

Литература:

Августин Бл. Творения.Т. 1—3. СПб.- Киев, 1994; Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966; Майка Ю. Социальное учение католической церкви. Рим-Люблин, 1994; Mari- tein J. Man and State. Chicago, 1951.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 378-379.

Понятие: