Обоснование морали
ОБОСНОВАНИЕ МОРАЛИ - теоретическая проблема этики, состоящая в определении базисных принципов, опираясь на которые, можно было бы объяснить природу морали или вывести из них ее сущность. Можно выделить следующие основные способы О.м.: а) конвенционализм; б) утилитаризм; в) абсолютизм (абсолютно автономные, абсолютно гетерономные, интуитивные теории); г) натурализм (классический натурализм, неонатурализм, нередуктивный натурализм, психологическое понимание морали, эволюционная этика); д) космизм; е) социологическое обоснование морали. В наибольшей степени противостоят друг другу два способа: утилитаризм и абсолютизм. Утилитаризм предполагает выведение' морали из внешних социальных благ, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Он ориентирован на достижение морально значимых целей путем выбора прагматически полезных средств. Но в отличие от других теорий, в которых также используется данный принцип, например, в обычных гедонистических теориях, утилитаризм уже отражает тенденцию разделения общественной и индивидуальной морали. Поэтому он утверждает положительную моральную ценность социальных благ, не касаясь вопроса о том, как именно индивид собирается пользоваться этими благами. Абсолютистские концепции, несмотря на то что в некоторых из них мораль выводится из авторитетного внешнего источника (из Бога или другого Абсолюта), тем не менее, предполагают, что моральный мотив реализуется независимо от других мотивов бытия, он ценен сам по себе. В этих концепциях стремятся рационально обосновать мораль, без апелляции к иным сферам бытия человека.
Конвенционалистские теории морали предполагают, что нравственные установления принимаются людьми по соглашению. Одной из теорий, развиваемых в рамках данного направления, является теория справедливости Дж. Ролза. Данное направление развивается также в рамках этики дискурса К.О. Апелем и Ю. Хабермасом. С их точки зрения, сущность нравственности заключена в самой процедуре соглашения, когда все нравственные субъекты признают себя равноправными участниками дискурса, в ходе которого сравниваются нравственные суждения и находятся приемлемые для всех субъектов решения.
Натурализм выводит основные принципы морали из природных качеств человека. Гедонистические, эвдемонистические теории морали строятся на натуралистических осно-ваниях. Натурализм, однако, часто является не единственным основанием морали, даже в концепциях одних и тех же мыслителей. У Джордано Бруно, Спинозы он объединяется с пантеистическим принципом. Это происходит потому, что, исходя из натуралистических оснований, оказывается трудно объяснить высшие формы нравственной активности, или особые познавательные способности субъекта, влияющие на мотивацию его нравственного поведения. Современный натурализм (неонатурализм) пытается вывести мораль из однотипной психической организации и базовых инстинктов, как полагается, присущих всем живым организмам. Некоторые современные натуралисты (Фарбер, Трайб, Ролсон) не только утверждают даже о природном единстве альтруистических чувств, но и отстаивают принципиальную общность основных потребностей человека и иных живых организмов, считают, что моральные ценности едины для всей живой природы.
Психологическое О.м. предполагает вы-ведение нравственности из особенностей организации человеческой психики. Оно строится либо на рассуждении о том, как человек должен жить, чтобы получить больше удовольствий и избежать страданий (здесь психологическое обоснование стыкуется с натурализмом), либо на объяснении того, почему он испытывает сострадание к другому, например, выводит сострадание из спо-собности поставить себя на место другого. Близко к данному способу О.м. примыкает эволюционная этика, считающая, что чело-век имеет альтруистические чувства, присущие также животным и развивающиеся эволюционно. В отличие от этой позиции нередукционистский натурализм считает, что любое обобщение разных форм жизни и построенное на этом основании решение вопроса о природе нравственности невозможно. Согласно нередукционистскому варианту натурализма, единственное, что мы можем утверждать, — это то, что наши нравственные характеристики определяются нашей натуральной историей.
Космизм соединяет идею эволюции нравственных качеств с идеей развития всего космоса. Он представлен в разных формах (естественнонаучный, эстетический, религиозный). Общим для всех направлений космизма является идея о том, что высшие проявления человеческой духовности и нравственности невозможно понять без включения человека в космическую систему, работа по совершенствованию которой выявит подлинные основания морали и приведет к нравственному совершенствованию человека.
Социологическое О.м. выводит нравственность из идеи общности интересов социальных групп. Наиболее крупным недостатком данных теорий является отсутствие критериев выбора среди множества моральных предпочтений разных общественных групп.
Достаточно распространенным положением, касающимся возможностей теоретического обоснования морали, является идущее от Юма и получившее развитие в метаэтике (Айер, Р. Хеар, Р. Бандт), а также в прагматизме (Р. Рорти) и аксиологии (М. Шелер) утверждение о том, что суждения о должном никаким образом не следуют из суждений о сущем. При этом основания для некоторой модальности нравственного практического отношения одного человека к другому рассматриваются различно (от предположения о том, что модальность есть лишь выражение эмоций говорящего, до утверждения абсолютного царства ценностей).
Многообразие подходов к О.м. и недостаточность каждого из них в отдельности показывают, что О.м. должно иметь комплексный характер.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 373-374.