Ньяя (Кузнецов, 2007)
НЬЯЯ (санскр., буквально: правило, основание, метод, заключение, вывод, логика) — система индийской философии из числа ортодоксальных, созданная около II в. Гаутамой-Акшападой и сохранившаяся до настоящего времени. Ее характерной особенностью является интерес к эпистемологическим и логическим проблемам. Базовым текстом системы являются «Ньяя-сутры» Гаутамы, в которых с самого начала провозглашается: «Высшее счастье достигается через познание XVI категорий» (Нья-сутры, 11,1), и далее перечисляются чисто эпистемологические категории, вроде инструментов достоверного знания, элементов силлогизма, элементов аргументации и т.п. Высказанные в сутрах положения разворачиваются в комментариях на них Ватсьяяны (V в.), Уддьо-такары (VII в.), в сочинениях Вачаспати и Джаянты Бхатты (IX в.), а также Удаяны (X в.). В истории системы Н. исследователи выделяют четыре периода: a) VI-V вв. до н.э. — X в., древний период, когда разрабатываются основы системы и она существует независимо от вайшешики — другой религиозно-философской системы; б) X-XIII вв., период синкретической ньяи-вайшешики, названный так за то, что в это время происходит слияние метафизик вайшешики с эпистемологией ньяи; в) XIII в. — вторая половина XVII в., период навья-ньяя (новой ньяи), в которую ньяя трансформируется и которая стала веду-щей школой в деле разработки логической проблематики в традиционной индийской философии. Основоположником навья-ньяя считают Гангешу, или Гашгешопадхьяя, написавшего «Татгва-чинтамани». Новизна его позиции проявилась в создании новых методов логического анализа рассуждений, которые в дальнейшем были еще усовершенствованы Рагхунатхой Широмани (ок. 1475— 1550). Выдающимися навья-найяиками были также Джаядева (Мишра) Пакшадхара (1425 — 1550), Матхуранатха Таркавагиша (ок. 1600-1675), Джагадиша (XVI в.), Лау- гакша Бхаскара (ок. 1590) и Аннамбхатта (XVII в.); г) вторая половина XVII в. по настоящее время, период постнавья-Н.
Онтология найяиков строится на «каркасе» из 7 категорий (падартха), введенных вайшешиками: а) субстанция; б) качество; в) действие; г) родовая характеристика; д) элементарное различие; е) присущность; ж) отсутствие. Субстанции состоят из атомов. Каждая из категорий имеет свой онтологический статус: так, качества и действия пребывают только в субстанциях; родовые характеристики присущи субстанциям, качествам и действиям; элементарные различия пребывают только в атомах и отличают один атом от другого и т.д.
В области эпистемологии найяики признавали четыре источника достоверного знания: восприятие, вывод, сравнение и словесное свидетельство авторитета. Навья-найяики сделали существенный вклад в развитие индийской логики. К примеру, Гангеша в «Таттва-чинтамани» после критического рассмотрения отверг 21 известное определение вьяпти («отношения проникновения» терминов умозаключения) и предложил собственные четыре. В этой школе появляются и развиваются концепции и других видов логических отношений, а именно: отноше-ния контакта (самйога), присущности обладания (самавая) и видового отношения (сварупа-самбандха) — два последние очень напоминают отношение класса и его элемента в математической логике и предицирование у Аристотеля.
Примечательным разделом теории отношений навья-найяиков является концепция «парьяпти-самбандха» — отношения, посредством которого число пребывает в целых объектах, а не в частях целого. Эта концепция напоминает представления западной логики о числе как классе классов. Навья-ньяики обсуждали и развивали также концепции отсутствия (абхава), спецификаторов- определителей (вишешана), абстрактных свойств (дхарма), попарных «обнаруживателей» — «обнаруживаемых» (нирупака-ниру-пита) и ограничителей (аваччхедака), они предложили также детализированную тео-рию определений (лакшана). Особенности санскрита, на котором логические выраже-ния записываются одним термином и затем в рассуждении эти термины комбинируются, позволили логикам навья-ньяи раньше, чем в аристотелевской логике, поставить и решить некоторые логические проблемы, в частности, они выявили истинностно-функциональный характер логических связок «и» и «или» и использовали (хотя и не формулировали его явно) закон де Моргана. В период постнавья-Н. теоретическое развитие системы почти прекращается.
Литература:
Аннамбхатта. Тарка-санграха (Свод умозрений), Тарка-дипика (Разъяснение к Своду умозрений): Пер. с санскрита, введ., коммент. и историко-философское исследование Е.П. Островской. М., 1989;
Nyayasutras of Gau-tama, with Vatsyayana's Ahaya and Uddyotakara's Varttika // Indian Thought series / Tr. into Engl. With copious Notes by G. Jha. — In 4 vols. Allahabad. 1915-1919;
Инголлс Д.Г.Х. Введение в индийскую логику Навья-ньяя. М., 1974;
Радхакришнан С. Индийская философия: Пер. с англ. Т. 2. М., 1993; Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия: Пер. с англ. М., 1954;
Vidyabhusana S.C.A History of Indian Logic: Ancient, Mediaeval and Modern Schools. Calcutta, 1911.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 371-372.