Нус (Кузнецов)
НУС (греч. … — ум, разум, мысль) - одна из важнейших категорий греческой философии, обозначающая все мыслительные, интеллигибельные закономерности космоса. Первые попытки фиксации этого понятия встречаются у Гомера, Фалеса и Ксенофана. Однако наиболее пространно тему мирового Н. разработал Анаксагор: Н. «виновник движения и становления», он есть «принцип всего», космос же творится разумом. У Платона Н. тоже трактуется как принцип мирового порядка и гармонии (Тимей, 29d— 31b), однако Платон считает, что Н. и космос не только отличны друг от друга, но и тождественны. По Аристотелю, все идеи вещей образуют мировой Н. - форму форм и ощущение ощущений (О душе, III 8,432а). Аристотелевский Н. мыслит только сам себя, он «вечно истинен», и даже более истинен, чем само знание. Стоики считали Н. богом или судьбой, наделяя его яркими эпитетами: Н. огненный, пребывающий в эфирной высоте, пронизывающий собой каждую часть космоса. Если уже предтеча неоплатонизма — Аммоний Саккас — четко отделял Н. от всего телесного и душевного, то Плотин дает наиболее совершенное в истории философии учение о Н. Согласно Плотину, Н. есть вечно движущаяся самоотнесенность бытия и его созерцания (Эннеады, V 2, 1); в Н. осуществляется тождество субъекта и объекта, Н. отличается от Единого, которое выше мышления, Души (душа находится в Уме) и космоса. Плотин также детально повествует о пути внутреннего восхождения человека к последней сосредоточенности в Н., а через Н. и в Едином (VI 9). В позднем неоплатонизме (Прокл) Н. представляет собой триаду: мыслимое сущее, мыслящие идеи, синтез того и другого, который и представляет собой жизнь.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 371.