Ноэсис (Кузнецов, 2007)
НОЭСИС (греч. … — мышление) — термин, употребляемый в феноменологии Гуссерля для обозначения реальной компоненты интенционального переживания (см. Интенциональность), образуемой направленными актами сознания — ноэсами (ноэтическими моментами). Используются также латинские эквиваленты греческого термина: «cogitatio» и «cogito». Исследование ноэтических структур, т.е. «реальный анализ» переживаний в их собственной сущности, предполагает переход к феноменологической установке и применение феноменологического метода. Понятие Н. охватывает все модусы сознания, к каковым относятся: восприятие, воспоминание, фантазия, желание, удовольствие, оценка, решение и т.д. В феноменологическом анализе Гуссерля приоритет имеет восприятие, «дающее саму доподлинность», показывающее вещь как «она сама». Вместе с тем ясно, что во всяком восприятии нечто воспринимается, во всяком воспоминании нечто вспоминается, в желании — желается и т.д. Это указывает на сущностную связь ноэсы с ее интенциональным коррелятом — идеальной ноэмой. Каждой конкретной ноэсе принадлежит конкретная полная ноэма, которая сознается в Н.
Ноэса выступает в роли «морфе» (греч. … — форма), актуализирующей («одушевляющей») пассивный материал первичных чувственных данных — «гиле» (греч. … — необработанный материал), придавая предметный смысл этим данным. Функция смыслообразования является важнейшей функцией Н., конституирующего предметность сознания (см. также Феноменологическая теория значения).
Литература:
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. I. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999; Он же. Картезианские размышления. СПб., 1998.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 365-366.