Бихевиоризм (Шапарь, 2009)
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале XX века и устранившее из психологии такие понятия, как мышление, сознание; бихеворизм считает предметом психологии поведение, под которым понимаются чисто физиологические реакции на стимулы. Бихевиоризм существует поныне, хотя сравнительно с психоанализом и гуманистической психологией находится на втором плане. Однако его несомненной заслугой признается показ возможности объективного подхода к психологическим явлениям и разработка методологии и техники экспериментальных исследований. Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения. Основное значение бихевиоризма для развития категориального аппарата психологии заключается в разработке категории действия, которое в прежних концепциях рассматривалось только как внутренний акт или процесс, тогда как бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее внешние, телесные реакции.
Однако ввиду методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 20-х гг. XX в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий — в частности, гештальтпсихологии, а затем психоанализа. Возник необихевиоризм. Важные заслуги бихевиоризма следующие: 1) внесение в психологию сильного крена в естественнонаучную сторону; 2) введение объективного метода, основывающегося на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему бурное развитие получили инструментальные приемы исследования психических процессов; 3) чрезвычайное расширение класса исследуемых объектов, интенсивное изучение поведения животных, младенцев и др.; 4) в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и т. п.
Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм на-учения, творчества, самоопределения личности и пр.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 53-54.