Средний класс (Кириленко , Шевцов, 2010)

СРЕДНИЙ КЛАСС - весьма значительный по объему слой общества, занимающий промежуточное положение между полюсами социальной иерархии, фактор удержания общества в состоянии динамического равновесия. Понятие С. К. использовалось представителем «философии жизни» Г. Зиммелем, значительное внимание ему уделял М. Вебер. О среднем элементе общества писал уже Аристотель, считая его основой для наилучшего общения людей в государстве.

Граждане со средним достатком не стремятся к чужому, как бедняки, им не завидуют богатые. С. К. в современных развитых обществах — это самая многочисленная (60-70% всего населения), но весьма неоднородная часть общества. Нет единого критерия принадлежности к С. К., между различными группами, входящими в него, нет четких границ. Критерии выделения С. К. — уровень доходов, стандарты потребления, определенный уровень образования, способность к квалифицированному труду. С. К. — это мелкие предприниматели, фермеры, высококвалифицированные рабочие, специалисты сферы обслуживания, административный персонал, представители «свободных» профессий. Внутри С. К. также существует своя иерархия, например, деление на «белые воротнички» и на «синие воротнички».

Это основной потребитель товаров и услуг благодаря своей многочисленности, финансовым возможностям и развитой системе потребностей. С. К. является также опорой политических институтов, он — ядро массы избирателей, поскольку его социальное благополучие прямо зависит от политической конъюнктуры. С. К. — основной объект манипуляций масс-медиа. Он — основной читатель, зритель, слушатель. Одновременно он является носителем некоего социально-культурного стандарта, той незримой точки, к которой стремятся приблизиться низшие слои населения, и отойти от нее — высшие. С. К. — это желаемое будущее низших слоев, это достижимый идеал, приближение к которому не требует чуда или сверхчеловеческих усилий.

Чем разнообразнее, динамичнее С. К., тем больше возможностей само его существование открывает для тех, кто стоит ниже на социальной лестнице. Тем самым средний слой придает обществу устойчивость, трансформирует революционные перераспределительные утопии («кто был ничем, тот станет всем»), «уравнительные» образы лучшего будущего в биографии делового успеха. С. К. указывает направление социального продвижения для низшего класса и сам является источником обновления высшего класса.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 356.

Понятие: