Софисты (Кириленко, Шевцов, 2010)
СОФИСТЫ (V-IV ев. до н.э.) — греческие философы, учителя риторики, появившиеся в греческих городах в период возникновения выборных учреждений — народных собраний, судебных органов. Искусство ведения спора, знакомство с политическими, правовыми знаниями стали необходимыми условиями активного участия в общественной жизни. Софисты («учителя мудрости») знакомили своих учеников и с общими философскими вопросами. Философия становится обоснованием активной политической деятельности. Кто пренебрегает философией, говорил один из софистов, Горгий, тот похож на женихов Пенелопы, которые, добиваясь ее, развлекаются со служанками. Многочисленные сочинения софистов до нашего времени практически не дошли.
Среди софистов принято выделять «старших» и «младших». К «старшим» относятся Протагор, Гиппий, Горгий, Продик, Антифонт. «Младшие» софисты — Ликофрон, Алкидамант, Тразимах.
Оригинальные философские идеи выдвинули «старшие» С. Они придали философии значение жизненно-ориентирующей деятельности, что было новым по сравнению с предшествующей философией природы («физиса»). С. поколебали сами основы жизни греческого общества, оберегавшиеся и защищавшиеся первыми греческими философами. Вместе с тем С. способствовали развитию логики, пробудили интерес к внутренней жизни человека, показали необходимость критически-рефлексивного отношения к себе и к другому человеку, к явлениям общественной жизни. С. — ниспровергатели авторитетов, традиций.
Наиболее известной фигурой был Протагор (V век до н.э.). Ему приписывается следующее высказывание, своеобразный манифест релятивизма: «Человек есть мера всех вещей». В основе релятивистского взгляда на мир лежит представление об изменчивости природы. В мире нет абсолютных, неизменных качеств. Изменчив не только мир, но и сам человек, познающий этот мир. В мире всё взаимосвязано, каждая вещь содержит в себе противоположные на-чала. Эта идея привела Протагора к вы-воду, что о каждой вещи можно высказать два противоположных мнения, что истина и ложь, добро и зло относительны, это не абсолютные характеристики вещей, человеческих поступков, мыслей. Протагор написал трактат «О богах», в котором выразил сомнение в возможности ответить утвердительно на вопрос, существуют ли боги, за что и был изгнан из Афин.
Другой софист, Горгий, обосновывал, в отличие от Парменида, важность для человека категории небытия, «ничто». Бытие не существует, говорил Горгий. Даже если допустить, что оно существует, его невозможно познать; если бытие и можно помыслить, то выразить эти мысли с помощью языка нельзя. Горгий обосновывает не только отсутствие связи между нашими знаниями и миром, он утверждает, что нет связи между бытием, мышлением и словом. Человек получает в руки слово как орудие убеждения и внушения, но не выражения истины, слово «безответственно». Особое место слово занимает в искусстве. Слово и здесь обманывает, но это «высокий» обман, с помощью слова человек попадает в плен сострадания.
Софисты Гиппий и Антифонт отвели в своем учении значительное место природе. Они противопоставляли природу, природный закон человеческому закону. Право, установленное природой, выше всех человеческих установлений. Законы, традиции, социальные и национальные различия, принятые в обществе, — относительны. С. выдвинули идеи космополитизма и равенства всех людей. Требования закона условны, человечество едино, варвары и эллины — равны, человек — гражданин мира, а не только государства, в котором он живет, простые люди и люди благородного происхождения также равны.
По словам Вл. Соловьева, софистика — это безусловная самоуверенность человеческой личности, еще не имеющей в действительности никакого содержания, но чувствующей в себе силу и способность овладеть всяким содержанием. С. впервые обращаются к человеку в его ограниченности, субъективности, они видят в человеке активное, самостоятельное, деятельное существо. Они апеллируют не к космическому разуму, но разуму человеческому, начинают отделять разум от первоначала. Идеи С. пронизаны оптимизмом: человек свободен, автономен по отношению к Космосу.
Предшественники С. видели опору для человека в гармоничном, упорядоченном бытии, С. же обосновывают человеческую свободу, апеллируя к небытию. Человек в учении С. отделяет себя от окружающего пока еще только в форме воли — неукротимой энергии действия.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 350-351.