Скептицизм (Кириленко)
СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos — рассматривающий) — признание в той или иной степени относительности нашего знания, сомнение в возможности получения абсолютно достоверного знания. С. может выступать в форме античного С., «пирронизма», с его тезисом воздержания от суждений всякого рода или же признанием возможности достижения только правдоподобного знания — в форме особой, цельной жизненно-ориентирующей философии. С. может быть одним из аспектов философских учений или внешней формой выражения. В средневековой философии С. не касается центрального положения доктрины — бытия Бога, однако является необходимой формой отношения человека к себе, к возможностям собственного познания. Само существование человека в его ограниченности, «человечности» удостоверяется его ошибками и сомнением.
М. Монтень, представитель позднего Возрождения, делает С. средством не столько познания, сколько формой, в которую он облекает свои переживания, сопровождающие процесс познания и самопонимания. Для представителей философии Нового времени, прежде всего для Р.Декарта, С. в форме методического «универсального сомнения» составляет средство утверждения разума в своих основах. Постепенно С. из критики возможностей познания вообще превращается в критику познавательных возможностей разума, рационального познания, расчищая путь философии жизни, интуитивизму, зкзистенциализму. Суть скептического мироощущения точно выразил Д. Юм: «Убеждение в человеческой слепоте и слабости является результатом всей философии; этот результат на каждом шагу вновь встречается нам, вопреки всем нашим усилиям уклониться от него или его избежать».
С. в современной философии приобретает форму критицизма. И. Канта можно назвать первым философом, осознанно ставшим на его позиции. Критицизм — крайне сложное понятие, коротко можно определить его суть как «неприятие безусловного». Критицизм становится общей характеристикой познания, которое не занимается «переоценкой ценностей», но открывает те способы, с помощью которых для нас существует любое, самое фантастическое явление. Он не ищет общего основания для всех многообразных духовных феноменов, а пытается выяснить собственное основание для каждого класса явлений. Критицизм всегда начинает с вопроса «как возможно?» (искусство, наука, человек, Бог, смерть, бессмертие, свобода). Он ничего не отвергает и ничего не навязывает, он сопоставляет и анализирует без заранее установленного масштаба. Раскрывая человеку основы его собственной познавательной активности, он оставляет ему возможность выбора. В философии критицизм существует в различных конкретных формах (эмпириокритицизм, критический реализм, критический рационализм, философия Франкфуртской школы, постмодернизм).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 337-338.