Синергия (Кириленко, Шевцов, 2010)
СИНЕРГИЯ (греч. synergeia - совместное действие), синергизм — понятие, введенное святоотеческими философами-богословами и обозначающее богопознание, сотрудничество, соработничество человека с Богом на пути собственного спасения.
Божественное действие в христианстве именуется «энергией»: неописуемый, непознаваемый в своем существе, Бог действует вовне в своих «энергиях», предоставляя всем возможность богопознания, необходимого для получения «жизни вечной». Наличие в мире божественной благодати и одновременно зла может быть понято лишь на основе С., осмысливаемой как осуществление закона свободы, данного человеку Богом.
Поскольку Бог, создав человека, освободил его от Себя, постольку сам акт Его творчества был призывом к диалогу, коммуникации, сотворчеству, что и является объективной предпосылкой С.
Величие и трагедия человека в том, что ему дана свобода: призванный к обожению, он часто опускается во мрак зла и невежества. «Образ Божий» в человеке относится к его сущности, а «подобие» — к динамической способности стремления к Богу. Атрибуты человеческой духовности — разум, способность к любви, творчеству, самоопределению — есть элементы богоподобия и подлежат развитию в процессе созидания себя. Таким образом, богоподобие, данное человеку при его творении, является субъективным условием синергизма, общего для всех людей.
Осознание собственного богоподобия относится к самой сути человеческого бытия, это нечто, что дано ему и что «принято и не принято» им. Ответ человека имеет такое же решающее значение, как и сам дар Божий. Раб творит под страхом наказания, наемник-слуга не знает, чего хочет его господин, и ждет лишь оплаты. Но Бог призвал человека быть его соработником, соратником в творчестве иной реальности. Пока зло, смерть, грех не побеждены в нас, мы находимся в процессе становления, мы «в отечестве и в пути»: мы уже в церкви, и мы еще на пути к ней. С. — христианская философия индивидуального религиозного опыта человека, «взращивающего» в себе личность.
Церковь не говорит, кем должен быть человек, но — каким он должен быть. С. — один из принципов христианской антропологии, в которой выделяются три уровня человеческого бытия: природное бытие, ветхозаветное и евангельское. «Природный» человек, язычник включен в круговорот природы, в это вечное «колесо скорби» или радости. Язычник — всегда чужой на пиру природных сил. Если с объективной точки зрения (извне) он — «малое в большом», то по своему мироощущению он — «малое при большом», от которого разумнее отгородиться. Окультуренный слой мира, с помощью которого язычник защищается от разлитого в мире зла, весьма тонок. Языческое сознание не знает различий между обыденным, житейским, низким и «высоким», духовным. В критической ситуации природный человек или игнорирует реальность, конструируя в воображении иллюзорный образ сохранности нарушенного хода жизни, или принимает реальность «как есть», приспосабливая свои потребности к ней. И в первом, и во втором случае прошлое как «моя» реальность отбрасывается; природный человек имеет настоящее, но не имеет прошлого и будущего.
Для ветхозаветного человека отношения с Богом носят ярко выраженный договорный характер: ему были преподаны Закон, Слово Божье, заповеди, нарушение которых влечет за собой наказание, а их соблюдение гарантирует благоволение, покровительство Бога. Закон, согласно ап. Павлу, был дан в качестве воспитательного средства, он являлся «детоводителем ко Христу». Закон лишь ставил преграду греху, но не давал внутренних сил человеку для того, чтобы одолеть зло и приблизиться к Богу. Человек «Закона» имеет прошлое и настоящее, но не имеет будущего.
Христианство освобождает человека из плена фатальности, перед этикой христианства эстетика язычества, нормативность Закона отступают на второй план. Христианство открыло интимность внутреннего мира, в глубине которого открывается сущность человека как образа Божьего. Поскольку христианство положило в основу человеческих отношений культ человека, стоящего выше отдельной личности, постольку для индивида С. выражается в совокупности самостоятельно выбираемых способов восхождения к Человеку. Для того, кто стал на путь С., время стянуто в одну точку, в «сейчас», в котором присутствуют и прошлое, и настоящее, и будущее. Единство эссенции и экзистенции, сущности и существования, С. человека с Христом и есть смысл человеческого бытия. Формирование нового понимания бытия приводит к возникновению понятий, выражающих суть христианской С.: «кризис», «покаяние», «пост», «смирение», «подвиг», «послушание» и т.п.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 336-337.