Ничто (Кузнецов, 2007)
НИЧТО — онтологическая категория, означающая в общем случае отсутствие чего бы то ни было, всего: предметов, качеств, и т.д., бытия вообще. Противоположностью Н. являются нечто, бытие. В связи с этим термин «Н.» во многих случаях применяется как синоним «небытия», хотя в целом категория «небытие» более абстрактна (например, в плане отсутствия времени и пространства). Небытие противопоставляется бьггию, в то время как Н. — различным нечто. В истории философии впервые в онтологическом учении Парменида категория небытия появляется в противопоставлении бытию. Согласно Пармениду, в познавательном плане небытие является недопустимой идеей, поскольку небытия нет онтологически.
Самостоятельно, независимо от категории небытия, Н. впервые использовалось в учении Демокрита об атомах и пустоте. Согласно атомистическому учению Демокрита, Н. обладает онтологическим статусом и, более того, является необходимым условием таких феноменов и понятий, как «множество», «движение», «изменение».
В онтологии Платона Н. как противоположность единству эйдосов, приобрело значение Иного. С позиции теории познания Платона ничто тождественно небытию. Кроме того, помимо противопоставления бытия и небытия, Платон ввел понятие сверхбытия, трактовавшегося им как Единое. В связи с этим стало возможным рассматривать небытие не только как негативное отсутствие, но и как позитивное преодоление бытия.
Для Аристотеля Н. есть чистая потенциальность, неосуществленность в противоположность энтелехии, акту. Соответственно, понятие Н. сближается Аристотелем с понятием материи.
В неоплатонизме, в частности у Плотина, категория Н. впервые приобрела этическую окраску, стала отождествляться со злом. Равным образом, категории зла был придан онтологический статус — зло как недостаток или отсутствие бытия. Эта идея была в полной мере использована в христианской теодицее. Она также имеет параллели в индуистской философии: зло как мера испорченности вещей, степень присутствия в них небытия (Бхагават-Гита и др.).
Христианская трактовка, например у Августина, творения мира Богом из Н. - ex nihilo — опиралась на аристотелевскую идею о Н. как о неосуществленности, потенциальности, а значит, согласно Аристотелю, материи. Кроме того, в так называемом отрицательном богословии было обосновано тождество Бога, с точки зрения возможностей человеческого познания, и Н. Эта идея привела в позднем средневековье к прямому мистико-онтологическому отождествлению Бога и Н. (Экхарт, Беме). В этой связи всякое нечто трактуется как самоограничение Бога, мистически открывающегося для людей, в то время как Н. — это Бог для себя. Опираясь на мистическую средневековую традицию, Гегель ввел Н. как исходный пункт движения категорий, сливающийся с чистым бытием.
В философии XX в. категория «Н.» наиболее последовательно разработана у Хайдеггера в противопоставлении человеческому бытию, бытию личности. Хайдеггер отказывается отождествлять человеческое бытие и сущее, эмпирический мир, возводя онтологическую основу бытия к конечности, временности. Человек постигает Н. посредством личностных переживаний собственной неповторимости, конечности, смертности. Посредством этих переживаний личность негативным образом постигает собственное бытие.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 360-361.