Понимание (Кириленко, Шевцов, 2010)
ПОНИМАНИЕ — познавательная процедура, характерная для гуманитарного познания. В отличие от объяснения, П. не есть попытка проникнуть в сущность предмета, заданную его функциями, структурой, причиной возникновения. Объяснение хочет свести обусловленное к необусловленному, подвести индивидуальное под общее. П. связано с раскрытием смысла как самоценности, самобытности данного явления. Попытка понять нечто не предполагает слияние с предметом, полное погружение в него; напротив, П. означает установление дистанции между собой и понимаемым, следовательно, предполагает определенную степень самопонимания.
Самопонимание — это уже изменение своего статуса как субъекта П.: установка на самоценность, полную осмысленность понимаемого ведет к формированию ясной установки на собственную самоценность. «Я» как носитель П. и понимаемое мною оказываются соотносительными. Например, понять духовный мир античности можно, только осознав его отличие от современной духовной атмосферы. Но что такое современность? — вот логика П. Осуществляемое в историческом, литературоведческом, философском исследовании П. предполагает постоянное корректирование смысловых границ участников процесса П. Неизвестно, кто кого познаёт: мы — мир Древней Греции, или же древний грек познаёт нас. Последнее не следует понимать буквально: конечно, мы сами познаём себя, свою современность, но под углом своего отличия от античности; античность структурирует наши вопросы о самих себе. В процессе П. традиционная субъект-объектная структура познавательной деятельности как бы охватывается иной схемой — субъект-субъектным взаимодействием.
П. оказывается одной из ведущих процедур в познании человеком самого себя — «вечного» и в то же время нового для теории познания объекта. Ведущим познавательным механизмом в самопознании является рефлексия — осмысление и обоснование собственных предпосылок. Рефлексия — это цепочка актов П. Предмет рефлексии — «я» — не может вести существование независимое от исследования. Когда я думаю о себе, пытаюсь найти основание всем моим поступкам, я многое в себе не понимаю или отвергаю либо, наоборот, неожиданно обнаруживаю высоко оцениваемые мною качества — но тем самым я изменяю собственную духовную структуру, перестраиваю ее. П. себя оказывается изменением, «переделкой» себя.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 289-290.