Суфизм (Гогоберидзе, 2009)
СУФИЗМ (араб. «тасаввуф», от «суф» — шерсть) — философско-аскетическое течение в исламе. Первыми суфиями считают аскетов, живших в Ираке и Сирии в конце VIII — начале IX вв., которые стремились постичь «тайный» смысл коранического откровения, строго следовали предписаниям Корана и сунны, участвовали в бдениях, принимали обеты, соблюдали дополнительные посты. Им было свойственно эсхатологическое отношение к жизни: равнодушие к богатству и лишениям, отказ от социальной активности. Большое значение ранние суфии придавали психологическому анализу, стремились вскрыть истинные мотивы человеческих поступков. Вместе с тем они проповедовали бескорыстную любовь к Аллаху. В IX-X вв. были выработаны основные положения С., в частности учение о «стоянках» и «состояниях» пути к Богу (см. Тарика). Конечной целью суфии считали уничтожение своих личностных качеств и замену их божественными, либо прямое соединение с божественной «истиной» (аль-хакк). Позже сформировались собственно суфийская онтология, построенная на теософских положениях; суфийская гносеология, опирающаяся на концепцию божественных откровений; и суфийская этика, несколько отличающаяся от общепринятой в исламском мире. Некоторые суфии рассматривали себя как божественных избранников — вали, «подлинных наследников» пророка. Отдельные положения С., противоречившие суннитскому исламу, вызвали протест. Начались гонения на С. Поэтому в конце X — начале XI вв. с оправданием С. выступили наиболее авторитетные исламские религиозные деятели, зафиксировавшие и систематизировавшие важнейшие положения С. в сочинениях, позднее признанных «классическими». Большая заслуга в «легализации» морально-этического учения С. принадлежит таким суннитским бо-гословам, как аль-Газали и Абд аль-Кадиру аль-Джилани. Последний стал основателем одного из первых суфийских братств — кадирия. Появление суфийских братств — тарика — было вызвано повсеместным распространением С. и ростом числа его последователей. Суфийские братства сыграли и продолжают играть важную роль в консолидации мусульман во всем мире.
Параллельно с практическим С. в братствах, в кругах суфийской интеллектуальной элиты развивался философский С., основные положения которого были сформулированы Ибн аль-Араби. Философский С. нашел отражение в арабской, персидской и турецкой поэзии. Наиболее известными поэтами-суфиями были Ибн аль-Фарид, Джалаль ад-дин Руми, Джами, Юнус Эмре и др. С. — крайне неоднородное течение: к нему примыкают представители самых различных богословских школ и направлений в исламе. Будучи изначально проповедью смирения, С. тем не менее сыграл и продолжает играть активную роль в политической жизни стран мусульманского мира: именно С. часто становился идеологией повстанческих движений и антиколониальной борьбы мусульман.
Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 204-206.