Скрытый имам
СКРЫТЫЙ ИМАМ (араб, «аль-имам аль гаиб») — у шиитов вера в невидимое существование имама, один из элементов шиитской религиозной доктрины. Представление о скрытом имаме и его непременном возвращении зародилось в среде «крайних» шиитов в Ираке в конце VII века у кайсанитов — сторонников Мухаммеда ибн аль-Ханафии — сына Али. Часть кайсанитов отрицала смерть своего имама и проповедовала, что он скрывается в горах, невидимый для людей. Идеей скрытого состояния имама позже воспользовались ранние исмаилиты — родственники и потомки Исмаила — сына Джафара ас-Садика, действовавшие от имени скрытого имама и призывавшие к возвращению власти в «семью пророка». В дальнейшем эти представления были положены в основу шиитского учения имамитов. Согласно имамитской традиции, в 874 году таинственно «исчез» в малолетнем возрасте признанный шиитами двенадцатый имам. Потребность шиитов в практическом руководстве общиной была удовлетворена тем, что исчезнувший имам был провозглашен «скрытым», но продолжающим руководить общиной через своих уполномоченных. Ожидание возвращения скрытого имама в сознании шиитов связывалось с надеждами на установление божественной справедливости. В период отсутствия имама фактическое руководство общиной взяли на себя шиитские религиозные авторитеты. Некоторые из них претендовали на «общение» со скрытым имамом, от чьего имени они действовали. Уже в X веке вера в скрытого имама стала одним из основных догматов вероучения шиитов. По их представлениям, скрытый имам из рода Али и Фатимы (дочери пророка) — «владыка эпохи», «доказательство истинной веры», «обладатель меча». Он призван устранить «несправедливых» правителей и восстановить справедливость на земле. Скрытый имам — носитель божественной благодати, непогрешимый авторитет в делах веры и мирской жизни. В Средние века не раз устанавливались сроки пришествия скрытого имама. В Иране, например, держали специально оседланного белого коня и оружие для скрытого имама. Современные имамиты продолжают настаивать на скором возвращении скрытого имама.
Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 199-200.