Святые места

СВЯТЫЕ МЕСТА — места особого почитания святых, важный элемент их культа, обусловленный стремлениями верующих иметь осязаемый, материальный объект поклонения. Обычно святые места представляют собой могилы святых, реже — места, где святые временно пребывали (например, останавливались для отдыха). Над некоторыми могилами святых возведены целые архитектурные комплексы, мавзолеи или усыпальницы, являющиеся прекрасными памятниками средневековой культовой архитектуры. Но чаще всего на святых местах нет ни мавзолеев, ни помещений для пребывания паломников. В таких случаях погребение святого обозначено лишь камнем или огороженным могильным холмом, иногда в виде небольшого кургана камней, зачастую довольно внушительных размеров. Обычным признаком святых мест служит поставленный вертикально шест, к которому привязаны полотнища ткани. Паломники обходят вокруг могилы святого, прикасаются к ней руками и лбом, зажигают светильники в честь святого; в ряде мест сложились и другие формы обряда поклонения. Многие святые места широко известны и привлекают к себе паломников издалека; наряду с ними бесчисленное множество святынь почитается лишь окрестным населением. Поскольку для многих мусульман важны не легенды о святом, а «доказательства» его отзывчивости и могущества, то считается, что святой отовсюду услышит обращенные к нему просьбы. Однако древняя традиция придает особое значение паломничеству к могиле святого, где преимущественно пребывает его душа. На некоторых святых местах рекомендуется обращаться к святому в письменной форме. Просьба к святому предполагает, что почитатель отблагодарит его жертвой. Действенным способом общения со святым признается ночевка на святом месте: святой должен явиться паломнику во сне и сообщить, сбудутся ли его надежды. В жертву святым, как правило, приносят животное или деньги. Но считается, что лучше всего принести жертву на святом месте, вручив ее смотрителю святыни. Во многих случаях вокруг могил святых образуются кладбища, так как от святого ожидается покровительство тем, кто находится рядом с ним и после смерти.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 195-196.

Понятие: