Отчуждение (Кириленко, Шевцов, 2010)
ОТЧУЖДЕНИЕ - характеристика особой формы взаимоотношения человека в процессе его жизнедеятельности с окружающим миром, при которой продукты собственной деятельности противостоят человеку, господствуют над ним, как нечто чуждое ему. Понятия, близкие отчуждению, использовались уже представителями английской политической экономии XIX века для характеристики выброса товаров на рынок; сторонниками теории общественного договора — для обозначения процесса передачи индивидуальных человеческих «прав» государству. О процессе, схожем с отчуждением, писал Ф. Шеллинг, исследуя возможность превращения «безусловного», свободного в «обусловленное», несвободное, в «вещь». Л. Фейербах рассматривал религию как форму отчуждения природы человека.
Центральным понятие отчуждение становится в философии Г. Гегеля («Феноменология духа»). Для него отчуждение — предельно общая характеристика взаимоотношений Духа и материи, в которой воплощается его активность. В таком понимании понятие «отчуждение» близко понятию «опредмечивание». В «Феноменологии духа» можно обнаружить и более узкое понимание отчуждения, связанное с трактовкой отношений «Раба» и «Господина» как человечески ограниченной формы опредмечивания. «Господин» попадает в плен к «Рабу» как средству достижения его целей. Человек изначально несвободен, ибо вынужден реализовать свою свободу с помощью «иного», «иное» — неизбежный посредник в развертывании собственной сущности. Именно это «иное» и определяет окончательную предметную форму желаемого.
Особое место проблема отчуждения занимает в наследии К. Маркса. Для него характерно единство экономического, социологического и философского подхода к проблеме. Опредмечивание — характеристика любой человеческой деятельности: «Осуществление труда есть его опредмечивание». Становясь отчуждением, «опредмечивание выступает как утрата предмета и закабаление предметом... рабочий относится к предмету своего труда как к чужому предмету». В своем труде человек уже не утверждает себя, но «отрицает», не развивает свою физическую и духовную энергию, но изнуряет себя, разрушает свои духовные силы. «То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному». В процессе отчуждения от человека отчуждается природа, продукты его труда, его «деятельные функции» (творческие способности), родовая жизнь отчуждается от индивидуальной жизни. В результате всё то, что составляет «мир человека», — природа, другой человек, вещный мир, культурные ценности — превращается в нечто чуждое человеку и враждебное ему. Для Маркса ликвидация отчуждения осуществима на пути обобществления труда, изменения прежде всего экономических и политических условий жизни, установления «прозрачно-разумных» отношений между людьми.
Современная социальная и культурная динамика свидетельствует о том, что призрак отчуждения постоянно витает над человеком, приобретая новые формы. Для современного общества характерно прежде всего «институциональное отчуждение», не исчезающее при изменении формы собственности. Безличные социальные структуры превращаются в активное начало, становятся субъектом социальной деятельности, низводя отдельного человека до уровня орудия, средства поддержания «жизни» этих социальных структур. Механизм отчуждения — «персонификация», очеловечивание бесчеловечной структуры, одушевление, наделение ее особой, таинственной силой, даже обожествление. Пример этому можно найти в романах Ф. Кафки «Процесс», «Замок». Институциональное отчуждение может вызывать у человека не только негативные эмоции, оно может инициировать восторженное поклонение, «негативный экстаз»: обожествление нации, родины, государства, революции, партии, класса, человечества.
Другая форма отчуждения — «идеологическое отчуждение». Идеологии в условиях информационного общества приобретают способность вести автономное существование, они уже не выражают устойчивые интересы определенных социальных групп, органически вырастая на их основе, — они конструируются и навязываются определенной общности, становясь основой формирования их потребностей. Индивид превращается в человека-локатора, он становится «ориентируемым извне» (Д. Рисмен).
Существует также «социально-ролевое отчуждение»: индивид превращается в «человека-протея», неспособного существовать без соответствующей социальным обстоятельствам маски-роли. Современное общество рождает «знаково-символическое отчуждение». Символ отделяется от символизируемого, погружая человека в мир копий без оригиналов, «мир симулякров», виртуальный мир, в котором стирается граница между подлинным и неподлинным, реальным и воображаемым.
Отчуждение в современном постиндустриальном обществе имеет свои особенности. Если раньше оно представало в форме чуждых, мрачных, враждебных человеку сил, в форме власти создания над своим создателем, в форме чудовища-«Франкенштейна», то в настоящее время оно одевается в крайне привлекательные одежды. Отчуждение предстает в формах предельной «прилаженности» предметного мира к человеку, его желаниям, что не дает возможности выработать защитные механизмы, с помощью которых человек может зафиксировать свою автономность, обособленность от знакового, вещного, идеологического, социального окружения. Человек становится «обусловленным», «вещью», сам того не замечая.
Отчуждение не есть исторически преходящая форма человеческих взаимоотношений с миром. По словам А. Бергсона, универсум — «машина для производства богов». Основа отчуждения коренится в субъект-объектной природе человеческой деятельности. Человеку всегда нужны определенные усилия для отделения себя от продукта своей деятельности. Но и образ автономной, обособленной «самости», непроницаемой для других, тоже один из образов отчуждения.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 264-266.