Номинализм (Кириленко)

НОМИНАЛИЗМ (от лат. nominalis — касающийся имени) — направление в средневековой схоластике, которое, в отличие от реализма, не признает онтологический (бытийный) статус общих понятий — «универсалий» (Росцелин, Оккам, Буридан, Николай из Отрекура и др.). Согласно Н., общее реально не существует ни в уме Бога, ни в вещах. Существует только единичное, которое не-возможно уловить в сети общих понятий, которыми оперирует человеческий ум. Предпосылки Н. можно обнаружить в воззрениях киников и стоиков, критиковавших платоновское учение о царстве идей. Спор Н. и реализма, продолжавшийся несколько веков, затрагивал множество философских проблем: проблему свободы воли, проблему творчества, соотношения веры и разума, проблему природы морали и права.

Познание, с точки зрения представителей Н., начинается с непосредственного созерцания, единичное можно уловить только интуитивно. Универсалии — это лишь «знаки», существующие в уме человека, которые сами по себе также единичны, но соотносятся с множеством единичных вещей. Содержание понятий причинности, субстанции, даже Бога нельзя исследовать научными методами. Соотношение универсалий с единичными вещами определяется интенцией (направленностью, устремленностью) человеческой души на предметы. Н„ который его сторонники называли «современным путем», в отличие от «древнего пути» — реализма, способствовал развитию эмпирических наук, ориентированных на исследование отдельных вещей. В рамках Н. выдвинута идея бесконечности и качественной однородности мира.

Н. являлся основанием особой этической концепции. Бог не имеет «образцов» вещей, его деятельность произвольна и уникальна в своей единственности. Произвольность божественного творчества определяет относительность всех нравственных норм, правил человеческой деятельности. Н. стал теоретической платформой индивидуализма, он враждебен идеям социальной иерархии, характерным для средневекового сознания. Н. несет в себе зерно иррационализма, разрывая связь между бытием Бога, существованием отдельных вещей и человеческим разумом. Бесцельным оказывается стремление ума прозреть в «тварном» мире следы гармонии, единства; человек начинает замыкаться в своей субъективности.

Идеи Н. нашли продолжение в эмпиризме XVII—XVIII вв.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 251-252.

Понятие: