Наука (Кузнецов)
НАУКА - процесс построения систематизированного образа части реальности, ориентированный на выявление ее общих свойств. Основой этого процесса служит научная методология — комплекс приемов решения определенных задач, а его результатом является получение теоретического знания, служащего удовлетворению базовых человеческих потребностей, первая из которых — познавательная доминанта человеческой деятельности, а вторая — научное обеспечение разработки новых технологий, которые используются в целях освоения и расширения экологических ниш во всем многомерном пространстве существования человека.
Н. представляет собой ограниченную часть общечеловеческой и национальной культуры. В пространстве культуры Н. наиболее тесно взаимодействует с техникой, а также с философией и религией. Область научных интересов определяется поисками ответов на вопросы: «Что?», «Как?» и «Почему?». На вопрос «Зачем?» Н. обычно отвечала с трудом, проигрывая на этом поле философии, религии и искусству. Однако в связи с развитием таких научных дисциплин, как теория самоорганизующихся систем, у Н. и в этой сфере появляются новые возможности. Стремление найти ответы на эти наиболее фундаментальные вопросы человеческого бытия в форме, адекватной существующим условиям, делает Н. наиболее динамичной частью человеческой культуры.
Возникновение и развитие Н. как самодостаточной сферы человеческой деятельности происходило в общем русле мировой истории и истории отдельных государств и народов. Взлеты и кризисные ситуации научного познания во все времена были согласованы с переломными историческими эпохами. В ходе исторического времени постоянно возрастала роль деятелей Н., одними из первых находивших адекватный отклик на очередной вызов истории.
Основные этапы эволюции научного знания соответствовали крупномасштабным циклам мировой истории. 1. Преднаука (4000—500 гг. до н.э.) — ключевые достижения: письменность, начала математики, хро-нометрии, технологии ремесел. 2. Античность (500 г. до н.э. — 500 г.) - рациональные основы мышления, возникновение философии, логики, геометрия Евклида, энциклопедический характер научного познания. 3. Средние века (500—1200) — схоластика, антропоцентризм, развитие технического знания. 4. Возрождение (1200 — 1600) — возникновение университетов, гуманизм, революция Коперника, «Вселенная» Гутенберга. 5. Новое время (1600-1800) — секуляризация науки, механика Ньютона, возникновение опытного естествознания, дифференциальное и интегральное исчисления, механистическая картина мира, научно-промышленная революция. 6. Новейшее время (1800-1900) — дифференциация научных дисциплин, завершение создания классического естествознания, неэвклидовы геометрии, эволюционизм. 7. Современность (1900—1960) — формирование научных сообществ, неклассическая рациональность, релятивизм, революции в физике, биологии, кризис оснований математики. 8. Компьютерная революция (1960—2000) — постнеклассическая рациональность, информатика, милитаризация науки.
Корреляция развития Н. с историческими эпохами объясняется ее практической востребованностью. Отличительная особенность процесса развития Н. состоит в ускорении его темпов: каждый следующий цикл, если не считать длительного периода преднауки, составляет по продолжительности 50—70% от предыдущего.
Развитие Н. происходит в рамках общепринятой научной парадигмы до тех пор, пока возникновение научных парадоксов и неразрешимых обычными методами проблемных ситуаций не приводит к научной революции. Исследованием динамики на-учного знания занимается специальная дисциплина — науковедение, предметом ко-торой является сама Н. Будучи самоорганизующейся системой, Н. развивается в соответствии с циклическими закономерностями, проходя через зоны кардинальных изменений и участки монотонного развития. Наиболее крупные изменения происходят в периоды научных революций, самыми значительными последствиями последних являются полная модернизация общенаучной парадигмы и всей системы миропредставления, обновление философских оснований, методологии и типа научной рациональности.
В истории Н. выделяют четыре научные революции. 1. Становление классического естествознания (XVII—XVIII вв.), основные принципы которого состояли в признании абсолютно достоверных истин и абсолютно достоверного знания, резком разграничении сферы материи и сферы духа, сознания, жесткого детерминизма, а также в использовании математических методов моделирования реальности и эксперимента как основных способов научного знания. 2. Дисциплинарная организация Н. (XIX в.): воз-никновение картин мира, не редуцируемых к механистической (термодинамика, теория электромагнетизма, биология, химия); идея развития; политическая экономия и социо-логия. 3. Неклассическое естествознание (первая половине XX в.): теория относительности, квантовая механика, вероятностная картина мира, новое понимание причинности, случайности, необходимости. 4. Постнеклассическая Н. (вторая половине XX в.): примат комплексных междисциплинарных исследований, принципы системности, синтетическая картина реальности, нелинейная динамика, универсальный эволюционизм.
В соответствии с теорией циклизма и социогенетики современный этап социокультурной динамики мировой цивилизации можно определить как период становления постиндустриального общества, базовая отличительная черта которого — квалификация теоретического знания в качестве непосредственного источника стоимости. На этой основе происходит метаморфоза Н. — она становится «Большой наукой», которая тесно переплетается с социально-политическими институтами. Сформировалось мировое научное сообщество — уникальное явление в мировой истории.
Наряду с этими позитивными процессами к началу XXI в. в Н. явственно обозначились признаки очередного эволюционного кризиса: Н. пока не смогла предложить надежных способов разрешения современных глобальных проблем, которые ставят под вопрос выживание человечества. Опираясь на обобщение циклических закономерностей развития Н., можно утверждать, что мы вступили в период очередной научной революции. В порядке предварительного прогноза можно указать основные научные направления, по которым в период 2000—2030 гг. будет развиваться эта революция: нетрадиционная энергетика, микро- и макротехнологии, биотехнология и генная инженерия, физика квантового вакуума, психофизика. Практическое значение этой новой научно-технологической революции будет состоять в преодолении эволюционного глобального кризиса и в переходе к самоподдерживаемым регуляторам развития в мировом масштабе, а также на региональных и национальных уровнях.
Один из уроков развития Н. в XX в. состоит в том, что ряд научных достижений послужил основой непродуманных действий, которые нанесли большой вред людям и окружающей природе. Поэтому важным направлением научных исследований в XXI в. станет разработка эффективных мер противодействия безответственному использовайию научного потенциала.
Литература:
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999;
Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997;
Степин B.C.Теоретическое знание. М., 2000.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 347-349.