Беседа (Рапацевич)

БЕСЕДА (в психологии) - метод психолого-педагогического исследования, организуемый с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и т. д.). Может проводиться как с самим исследуемым, так и с людьми, его окружающими; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской, детской и пр. Основной способ введения исп. в ситуации психологического экспериментирования - от строгой инструкции в психофизическом эксперименте до свободного общения в психотерапии.

Успешное применение беседы предполагает: 1) наличие продуманного плана беседы, представляющего собой не формальный перечень вопросов, которые должны задаваться во время беседы (беседа не должна превращаться в анкету), а общую схему беседы с указанием того, что надо выяснить в итоге её проведения; 2) умение исследователя получать интересующие его сведения не только путём непосредственного наблюдения, но и косвенно; 3) умение исследователя уточнять интересующие его факты в процессе беседы; 4) наличие у исследователя близкого личного контакта с испытуемым, установленного ещё до беседы. Ход и содержание беседы протоколируется, в частности записывается с помощью магнитофона, видеокамеры и т.д. (незаметно для исследуемого).

Беседа, как правило, служит вспомогательным методом исследования, ибо при анализе её хода и результатов встаёт ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к исп. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответствующей квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться и одновременно абстрагировать личные отношения от содержания беседы.

Беседа применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты.

Как специфические виды беседы выделяются: 1) «введение в эксперимент» - привлечение к сотрудничеству; 2) «беседа экспериментальная» - в ходе которой проверяются рабочие гипотезы; 3) интервью.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 30-31.

Понятие: