Беседа (Рапацевич)

БЕСЕДА (в дидактике) - диалогический метод обучения, при к-ром педагог путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В начале беседы педагог формулирует её тему, ставит перед учащимихся вопросы, направленные на её раскрытие. Каждый вопрос - это мыслительная задача, решение которой открывает учащихся путь к дальнейшему отысканию истины. Поэтому важно, чтобы вопросы были логически взаимосвязаны. Они могут быть направлены на формирование понятий, установление новых связей между фактами, явлениями и процессами, на применение знаний. Вопросы формулируются ясно, чётко. Чтобы привлечь всех учащихся к работе, вопросы ставятся перед всем классом (аудиторией), и только после этого вызывается учащихся для ответа. Если желающих нет, то задаются один - два дополнительных вопроса, разъясняющих основной и направляющих мысль учащихся. Недопустимы двусмысленные вопросы. Наводящие вопросы задаются лишь в тех случаях, когда основной вопрос представляет для уч-ся большую трудность. Правильность, полнота и чёткость ответа оценивается не только педагогом, но и учащихся, которые поправляют своих товарищей, помогают им в формулировке мысли и т. д. Педагог, побуждая учащихся к участию в беседе, обращается к ним: «расскажите», «опишите», «объясните», «докажите», «помогите», «а как вы думаете?» и т.п. Той же целью служат попутно используемые модели, схемы и другие средства наглядности.

На занятиях в форме беседы учащиеся учатся внимательно и терпеливо слушать своих товарищей, критически относиться к их высказываниям, у них вырабатывается мнение коллективно обсуждать и решать спорные вопросы. Если учащиеся предварительно сообщается тема и план урока (или занятия), указывается литература, с которой необходимо ознакомиться, то беседа проходит более живо, интересно.

Урок- беседа или урок-занятие часто идёт не по строго разработанному педагогом плану, возможны вопросы, которые педагог и не предвидел. Поэтому беседа требует от педагога отличного владения материалом, тщательной методической подготовки и творчества в ходе её. Беседа применяется в учебном процессе не изолированно, а в сочетании с др. методами обучения.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют следующие виды беседы: эвристическая беседа, в ходе которой педагог, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов; сообщающая беседа, используется для сообщения новых знаний; закрепляющая беседа, применяется после изучения нового материала; индивидуальная беседа, вопросы адресуются одному учащемуся; фронтальная беседа, вопросы адресуются учащимся всего класса (аудитории). Разновидностью беседы является собеседование, заключающееся в обсуждении проблем с учащимися преимущественно старшего возраста.

Достоинства метода беседы: активизирует учащихся, развивает их интеллектуальные способности, делает открытыми знания учащегося, имеет значительные воспитательные возможности.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 29-30.

Понятие: