Ассоциативный эксперимент (Рапацевич, 2006)
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - один из проективных методов исследования мотивации личности, который был предложен в начале XX века К.Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определённый набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируется тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и т.д. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и «аффективных комплексах» исп., его установках и т.д.
В 20-е гг. нашего столетия А.Р. Лурия предложил для диагностики «скрытых следов аффекта» так называемую «сопряжённую моторную методику», которая представляла собой модифицированный вариант ассоциативного эксперимента. Испытуемый одновременно со словесным ответом должен был выполнять определённые движения двумя руками (напр., нажимать указательными пальцами обеих рук на два телеграфных ключа). Наличие «скрытых следов» аффекта констатируется при этом на основе не только словесных ответов, но и исследования «гармоничности» (дисгармоничности) связи возникающих моторных реакций со словесными ответами.
Ассоциативный эксперимент первоначально применялся в судебной практике с целью выявления ложных свидетельских показаний, а также в психиатрии. В настоящее время различные модификации ассоциативного эксперимента используются в психодиагностических и исследовательских целях.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 21-22.