Анализ урока
АНАЛИЗ УРОКА - разбор и оценка учебного занятия в целом или отдельных его сторон, один из видов методической работы в школе. Проводится: а) в порядке руководства администрацией школы работой учителя; б) как средство усовершенствования и повышения квалификации учителей, изучения и обобщения их опыта; в) во время практики студентов педагогического профиля. При анализе урока учитывается деятельность учащихся и учителя. Различают анализ урока, охватывающий все стороны урока, и специальный, направленный на отдельную его сторону. Наиболее полным и всесторонним является анализ системы уроков по теме с характеристикой всех звеньев образовательного процесса. В общем анализе урока обычно учитывается: содержание обучения (соответствие учебной программе, полнота, последовательность, методологический уровень преподавания и т.д.); структура урока (насколько она отвечает содержанию урока, согласованность его отдельных частей и элементов, целесообразность использования времени и пр.); методы обучения (соответствие содержанию урока и возрастным особенностям учащихся, как обеспечивается сознательность и прочность знаний, самостоятельность и инициативность учащихся, связь с практикой, осуществление индивидуального подхода в обучении); поведение учащихся; стиль работы учителя; результаты урока (выполнение плана, экономное использование времени, воспитательный и образовательный эффект урока). Анализ по специальной программе проводится при изучении к.-л. элементов урока или отдельных достижений учителя в преподавании. При анализе урока учитываются личные качества учителя, который давал урок (возраст, характер, опыт работы). Замечания, адресуемые учителю во время анализа урока, высказываются в тактичной и доброжелательной форме. Если учитель молод и опыт работы его невелик, особенно важно подчеркнуть всё удачное в уроке.
В педагогических учебных заведениях анализ урока применяется как средство обучения студентов профессиональному мастерству. Анализ урока применяется также и с целью научного исследования: практической проверки новых методов преподавания, новых приёмов организации урока, технических средств обучения, новых форм учёта знаний и т.д.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 12.