Абстракция (Рапацевич)

АБСТРАКЦИЯ - одна из основных операций мышления, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, состояния и отношения предмета (предметов). Под абстракцией понимают как процесс, так и результат мысленного отвлечения (абстрагирования), а также метод научного исследования. Первично абстракция выступает при непосредственном чувственно-образном отражении действительности, когда одни её свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а др. игнорируются.

Абстракция лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракция.

В отечественной психологии разработана концепция учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) и на её основе модель построения учебных предметов, которой соответствует представление об усвоении знаний как процессе движения от абстрактного к конкретному. В содержании обучения всё более возрастает удельный вес теоретических знаний. Поскольку их усвоение предполагает умение выделять существенные связи и отношения, которые не выступают на поверхности, встаёт задача, особенно на начальных этапах обучения, - «овеществить», воплотить знания в форме чувственно-наглядных образов. Для этих целей могут быть использованы вещественные объекты (палочки, кубики, муляжи и т.п.), графические изображения (схемы, таблицы, чертежи, карты, диаграммы и т.д.), знаковые средства (логические, математические символы, формулы), моделирующие существенные особенности и отношения в математических, физических, лингвистических и др. изучаемых объектах. Их использование необходимо для полноценной учебной деятельности, т.к. усвоение абстракции сразу в языковой форме представляет значительные трудности для учащихся и может привести к формальным знаниям. Как показали психолого-педагогические исследования (В.В. Давыдов, Н.Г. Салмина, В.П. Сохина и др.), для адекватного овладения школьниками материалом того или иного учебного предмета недостач точно вооружить их средствами мыслительной деятельности. Необходимо также организовать последовательность собственных действий учащихся с использованием вещественных объектов, затем графических и знаковых средств. Например, для усвоения такой абстракции, как десятеричная система счисления в курсе начальной математики, целесообразно организовать действие учащихся с числами сразу в пределах миллиарда на модели этой абстракции - разрядной сетке. Постепенно, по мере усвоения понятия «система счисления», внешние опоры снимаются, и учащиеся действуют только с цифрами. При этом понятие усваивается без специального заучивания. Овладение абстракцией с использованием чувственных объектов обеспечивает неформальное усвоение абстракции, меняет традиционные представления о возрастных возможностях абстрактного мышления.

Процесс формирования абстракции происходит в единстве с анализом, синтезом, обобщением, конкретизацией и др. мыслительными операциями.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 5-6.

Понятие: