Нормативно-правовой акт
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ (НПА) - официальный акт, появляющийся в результате правотворчества компетентных органов государств, власти (напр., парламента, президента, правительства, отдельных министерств, высших судебных органов), которыми устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. НПА является одним из видов источников права, характерных для романо-германской (континентальной) системы права.
НПА отличается рядом признаков: 1) содержит в себе общеобязательные правила (нормы права) и поэтому адресуется неперсонифицированным субъектам, действует непрерывно, рассчитан на многократное применение и регулирует наиболее типичные социальные ситуации; 2) носит властный, обязательный характер и обеспечивается мерами государств, принуждения; 3) содержит определённые, чётко и ясно сформулированные предписания, условия их реализации и защиты; 4) издаётся только компетентными органами; 5) принимается и реализуется с соблюдением строго определённых процедурных требований, в установленном законом порядке; 6) имеет официально-документальную форму; 7) обладает опр. юридической силой в зависимости от того, какой орган издал этот акт и какое место он занимает в системе правотворческих государственных органов (парламент, президент, правительство, министерства федеральные, парламенты, законодательные собрания и министерства субъектов федерации). В зависимости от юридической силы НПА делятся на законы и подзаконные акты.
Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой НПА, выражающий государств, волю по ключевым вопросам общественной жизни. Закон может быть принят лишь органом законодательной власти (парламентом) или всеми гражданами на референдуме. Законы не подлежат утверждению или отмене со стороны какого-либо органа (президент, согласно ст. 107 Конституции РФ, подписывает законопроект, который становится законом после обнародования). Лишь парламент вправе отменить или изменить закон. Порядок разработки, принятия и вступления закона в силу определяется (как правило) Конституцией государства — высшим законом государства (НПА, обладающим высшей юридической силой). Законы могут быть основными, конституционными (конституция федерации, конституции её субъектов, федеральные конституционные законы в РФ) и обыкновенными (федеральные законы, уставы и законы субъектов федерации). Подзаконные акты — правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и интересов (указы Президента, постановления Правительства, приказы Председателя Правительства РФ, распоряжения глав субъектов РФ, глав администраций районов, городов и т. д.). Пределы действий Н ПА в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания (территория страны, территория субъекта федерации, территория района, поселения и т. д.). Действие НПА может распространяться на всех лиц, находящихся на данной территории, а может и конкретизироваться по отношению к определённым категориям лиц. Действие НПА во времени определяется началом действия юридической силы (с момента обнародования) и окончанием её действия (обнародование соответствующего решения). Действие НПА по предмету определяется областью тех обществ, отношений, которые охраняются или регулируются соотв. нормами, содержащимися в НПА.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 248-250.