Миманса (Кузнецов, 2007)
МИМАНСА (санскр., буквально: исследование через критическое рассмотрение оснований) — название одной из шести ортодоксальных религиозно-философских систем Индии. Ее называют также пурва-миманса («первая миманса»),— в отличие от уттара-мимансы («второй мимансы»), имя которой иногда выступает собирательным по отношению к некоторым школам веданты, а также — Брахма-миманса (исследование природы Брахмана). Центральной проблемой системы мимансы является дхарма, понимаемая в соответствии с ведами как религиозный и моральный долг. Появление мимансы около V века до н.э. было вызвано необходимостью дать отпор странствующим брахманским философам — шраманам, подрывавшим авторитет священного писания своими нападками. Первыми мимансаками были ведийские жрецы, поставившие своей целью устранение некоторых неясностей и противоречий в текстах вед, длительное время передававшихся в устной традиции, и посвятившие себя экзегетике, призванной помочь соблюдению правильности выполнения ритуалов, достижения в которой обеспечили М. ее особое место в истории индийской мысли. Ключевым текстом М. является «Миманса-сутра», или «Джаймини-сутра», названная так по имени ее автора, жившего примерно во II—I вв. до н.э.
Проблемы интерпретации текстов вед вывели представителей М. на общефилософские проблемы и обусловили разработку ими собственной реалистической онтологии, эпистемологии, логики и влиятельной лингвистической теории (за последнюю их учение называют иногда «теория речи» — вакьяшастра). Около VI—VII вв. мимансаки делятся на две школы: последователей Кумарилы Бхатты (школа Бхатты) и последователей Прабхакары (школа Прабхакары). Камнем преткновения для обеих школ, повлекшем раскол, стали проблемы познания (Кумарила признает 6 источников достоверного знания и авторитетное свидетельство не только вед, Прабхакара — 5 и только веды считает авторитетным свидетельством), стимулов поведения (первый находил их в чувстве долга и желании пользы, второй относил к ним только чувство долга) и происхождения смысла предложений (Бхатта доказывал, что высказывания получают свой смысл от их атомарных составляющих — слов, Прабхакара — что слова приобретают значения только в связи с другими словами, т.е. смысл имеют только высказывания, отдельные слова его не имеют).
Веды мимансаки считали никем не сотворенными, их источником не является бог, хотя веды содержат трансцендентное знание. Само это знание (дхарма) существует вечно, ни от кого не зависит и является высшей ценностью, поэтому у него не может быть источника, выше чем оно само.
Литература:
Пименов А. В. Философия мимансы и древнеиндийская культура // Народы Азии и Африки. 1987. № 4. С. 65-74;
Jha G. Prabhakara School of Purva-mlmamsa. Allahabad, 1911;
Shastri P. Introduction to Purva Mimamsa (1923), 2d ed. / Ed. and revised by G. Sastri. Varanasi, 1980.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 329-330.