Монизм (Кириленко, Шевцов)

МОНИЗМ (от греч. monos — единственный) — учение, согласно которому всё многообразие явлений и процессов, существующих в мире, проистекает из единой первоосновы, субстанции. Монизм противоположен дуализму. Наиболее распространенная форма монизма — генетическая, признание единого происхождения множества разнородных явлений. Существует монизм материалистический (Демокрит, Гольбах, Маркс и др.) и идеалистический (Беркли, Гегель и др.). Пантеизм, отождествляющий Бога с миром, также является формой монистической философии (Спиноза). В данном случае монизм «генетический» дополняется структурно-функциональным: не только все вещи происходят из одного начала, но единое основание имеют и законы их существования. Существуют концепции («философия тождества» Шеллинга), которые ограничиваются только монизм генетическим: исходное тождество субъекта и объекта, природы и духа затем расщепляется на противоположные начала.

В конце XIX в. возникает новая форма — «нейтральный» монизм. Эта концепция представлена эмпириокритицизмом Маха и Авенариуса, философией прагматизма. Рассматривая опыт в качестве единственной доступной человеку реальности, представители этого направления отказались от «генетического» монизма. Элементы опыта «нейтральны», в зависимости от человеческих потребностей — «точек зрения» — мы можем конструировать из этих элементов как мир природной необходимости, так и «мир свободы» — мир идеалов, ценностей. Сторонниками «нейтрального» монизма были также Дж. Дьюи, Б. Рассел, В. Вундт, А. Богданов.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 231.

Понятие: