Мимезис (Кириленко, Шевцов)
МИМЕЗИС (греч. mimesis) — термин, берущий начало в античной культуре и означающий подражание. Уже Платон использовал понятие мимезис для характеристики художественного творчества, оценивая деятельность художника как производство копии копий. Художник подражает предмету, который сам лишь копия идеи-образца, лежащей в его основе. Поэтому мимезис в лучшем случае искажение, в худшем — обман. Аристотель видит в искусстве подражание вероятное, творение реальности заново, стремление не просто воспроизвести виденное, но создать возможное. Теория искусства как мимезис сохраняет свое значение и в наше время.
В более широком смысле мимезис — любая подражательная деятельность. В этом смысле миметической является познавательная, предметно-созидательная деятельность. А. Тойнби считал мимезис одним из важнейших механизмов регуляции социальных отношений. От эффективности и слаженности миметической деятельности большинства зависит способность цивилизации к восприятию нового, способность дать ответ на очередной «вызов».
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 224.