Метемпсихоза (Кириленко, Шевцов)

МЕТЕМПСИХОЗА (греч. metempsychoosis — одушевление, переодушевление) — термин, впервые встречающийся в I в. до н.э. у историка Диодора Сицилийского и обозначающий в греческой мыслительной традиции (пифагорейцы, неоплатоники и др.) переселение душ. Конкурировал с термином «метенсоматоза» (воплощение души в нескольких телах, в отличие от метемпсихоза — последовательного одушевления нескольких тел одной душой). Разработанные религиозно-философские системы метемпсихозы получили распространение в Древнем Египте, Индии. Из пифагорейской традиции учение о метемпсихозе воспринял и этически переосмыслил в духе нравственного воздаяния Платон. В его диалогах показано, как индивидуальная душа попадает в «темницу тела» («Кратил»), как она может избавиться от нее, если живет «философской жизнью» в отречении от плотских же-ланий. Душа «совершенного философа» удостоится переселения в горний мир, где несколько тысячелетий будет созерцать бессмертные идеи; затем она вновь вселится в грубую телесную оболочку. Если в течение нескольких таких циклов она победит свое тело, то останется в вечном общении с нетленными идеями. Но если она не устоит перед натиском тела, то будет возрождаться каждый раз в худшем виде. Низшее из воплощений — воплощение в тирана.

К идее метемпсихоза не раз обращался Лейбниц («Новые опыты о человеческом разумении», кн. 1, гл. III).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 223.

Понятие: