Манихейство (Кириленко, Шевцов, 2010)

МАНИХЕЙСТВО - религиозно-философское учение, возникшее в III веке на Ближнем Востоке и просуществовавшее около тысячи лет. Было распространено среди народов, подчиненных Римской империи, в Китае, Индии, Северной Африке, Средней Азии. М. одно время было государственной религией в Средней Азии. Повлияло оно и на ряд религиозных движений в Европе. Основатель М. — перс, прозванный Мани. М. испытало влияние иудаизма, христианства, гностицизма, зороастризма, целого ряда других восточных религиозных учений.

Манихейство — дуалистическая концепция, признающая существование в мире двух равноправных, самостоятельных субстанциональных начал: зла (или тьмы), материи и добра (или света). Вся история мира и человека рассматривается в М. как история борьбы двух космических начал, которая подчиняется определенным циклам. Первый цикл, «первое время» — это время обособленного существования добра и зла (материи). Место концентрации зла в мире — юг. «Второе время» — это время смешения доброго и злого начал. Весь окружающий нас видимый мир и есть лестница смешанных в определенных пропорциях добра и зла, света и тьмы, божественного и дьявольского. «Третье время» — это время окончательного отделения добра от зла и гибели зла (материи) во вселенском пожаре. Борьба добра и зла происходит и в человеке, разделенном на плоть и душу. Душа человека также разделена на две части, которые борются между собой. Путь преодоления зла в человеке доступен лишь избранным. Они должны отказаться от семьи, от всех материальных забот, вести аскетический образ жизни.

М. постоянно обращается к христианским символам, чем часто вводит в заблуждение тех, кто впервые знакомится с этим учением. Мани высоко ценил учение Христа, однако Его воплощение понимал как иллюзорный акт. М. принципиально отличается от христианства в понимании взаимоотношений Бога и мира, места человека в мире, соотношения веры и разума. Понятие греха, свободы воли также далеко в М. от христианского их понимания. Грех объясняется в М. не проявлением свободной человеческой воли, но наличием в человеке космического злого начала.

Одно время приверженцем М. был Августин Блаженный. М. повлияло на еретические народные движения в Европе (богомилов, катаров, альбигойцев). В широком смысле М. рассматривается в качестве устойчивой структуры массового сознания: зло в обществе, в жизни отдельного человека неистребимо и всегда имеет внешнюю причину. Борьба со злом поэтому неотделима от поисков конкретного виновника несчастий, носителя мирового и социального зла. М. снимает с человека личную ответственность за совершаемое им добро и зло, чем и объясняется притягательность этого учения даже в наше время.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 211-212.

Понятие: