Мечеть (Гогоберидзе, 2009)
МЕЧЕТЬ, масджид (араб. — место поклонения или место, где совершают земные поклоны) — у мусульман молитвенное и одновременно общественное здание. Само по себе оно не имеет сакрального характера, никак не освящается. В разных районах мусульманского мира сложились различные архитектурные типы М. Основные черты М. определились в конце VII в. Большинство М. имеют один или несколько минаретов — башен, с которых провозглашается призыв к молитве (азан). В молитвенном помещении находится михраб — ниша, указывающая направление на Мекку, к которой молящиеся должны повернуться лицом. Около михраба устанавливается кафедра проповедника — минбар. Пол М. и ее двор обычно устилаются коврами. При каждой М. должен быть естественный или искусственный водоем для ритуального омовения. Женщины молятся в специально отгороженной части общего зала или на галереях. Во многих М. размещаются книгохранилища. Некоторые М. совмещены с усыпальницами святых. Главной М. считается заповедная мечеть в Мекке (Масджид аль-Харам), в которой находится исламская святыня — Кааба. В каждом исламском городе существуют «соборные» М., служащие для больших коллективных молений в пятницу, а также квартальные М., М. при медресе, М. на вокзалах и в аэропортах, в богатых домах и дворцах. Первая М. была построена сразу после хиджры в предместье Ясриба (Медины) в середине 623 г. рядом с домом пророка Мухаммеда. После завоевания Мекки в 630 г. Кааба и окружающий ее двор тоже были превращены в М. После этого М. стали возводить во всех мусульманских городах. В первые века ислама правители или наместники широко использовали М.: хранили казну, объявляли народу указы, выступали с речами, проводили судебные разбирательства. Постепенно социально-политическая функция М. ослабевала. Однако и по сей день М. продолжает быть символом не только духовного, но и светского единения общины мусульман. М. содержатся на частные пожертвования или государственные субсидии. Служители М. — имамы, хатыбы, муэдзины — не обладают святостью и благодатью (как, например, христианские священнослужители); они выступают лишь как организаторы ритуала.
Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 137-138.