Карматы (Гогоберидзе, 2009)
КАРМАТЫ, талимиты — последователи одного из двух основных течений исмаилизма (см. Исмаилиты). Получили свое название по имени исмаилитского проповедника Хамдана Кармата, под чьим предводительством в конце IX века началось крупное религиозно-политическое движение в Ираке. К восстанию примкнули широкие слои населения, увлеченные проповедями Кармата, его призывами к установлению социальной справедливости, которую исмаилиты, как и шииты в целом, связывали с приходом ожидаемого махди из рода Али. Карматские проповедники развернули активную деятельность также в Сирии, Бахрейне, Иране, Индии. На рубеже IX-X веков карматы создали независимую общину-государство Бахрейн. Тогда и произошел раскол в исмаилитском движении. К. выступили против исмаилитского руководства и отмежевались от Фатимидов, не признав притязаний на имамат Убейдаллаха аль-Махди. Восстание карматов в Нижнем Ираке с большим трудом было подавлено только в 906 году, но к этому времени возросло могущество бахрейнских карматов, которые захватили Оман, вторгались в Ирак и Иран, напали на караваны паломников. В 930 году они ворвались в Мекку, ограбили Каабу и увезли в Бахрейн священную для мусульман реликвию — «черный камень». Лишь два десятилетия спустя за большой выкуп его вернули на место. Созданная в Бахрейне земледельческо-ремесленная община карматов отличалась от фатимидских исмаилитов радикальной для своего времени социальной программой. Однако вражда с фатимидскими исмаилитами ослабила карматов, и к концу XI века карматское государство прекратило свое существование. Однако отдельные положения карматского учениея о «внутренней» стороне религии, во многом схожие с учением ранних исмаилитов, проповедуются до сих пор. Карматы ввели строгую и тщательно разработанную систему обучения — талим (отсюда их второе название — талимиты). Пренебрежение «внешней» стороной религии (обряды, ритуальные запреты и т.д.) носило у карматов еще более открытый характер, чем у фатимидских исмаилитов.
Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 117-118.