Калам (Гогоберидзе)
КАЛАМ (араб. — речь, слово) — особый метод толкования Корана, опирающийся на символическую семантику предметов и явлений и исключающий ссылки на каких-либо исламских теоретиков. Калам возник и развивался первоначально в ходе дискуссий, развернувшихся в исламе с появлением внутри мусульманской общины соперничающих религиозно-политических группировок, а также диспутов с представителями др. верований. В круг обсуждаемых проблем входили: 1) качества, необходимые для руководителя мусульманской общины (халифа, имама); 2) ответственность человека за свои действия (соотношение человеческой воли и божественного предопределения); 3) квалификация мусульманина как истинно верующего, как неверующего и как лица, совершившего тяжкий грех; 4) единство Бога и соотношение между его сущностью и атрибутами; 5) сотворенность или несотворенность Корана. Кроме этих по преимуществу богословских вопросов, образовавших ядро калама, рассматривались также и темы натурфилософского характера (движение и покой, субстанция и акциденция, атомы и пустота и т.д.). Первой крупной школой калама были мутазилиты, чей расцвет пришелся на первую половину IX века — годы правления аббасидских халифов аль-Мамуна, аль-Мутасима и аль-Васика. Начиная с правления аль-Мутаваккиля (847-861 гг.), мутазилиты стали подвергаться гонениям. В этих условиях попытку легализовать калам, путем компромисса с традиционалистами, предпринял аль-Ашари, чье имя стала носить новая школа калама, а ее приверженцев стали называть ашаритами. Наряду с ашаритами существовала менее значительная школа калама — матуридитов, последователей Абу Мансура аль-Матуриди.
Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 115-116.