Кади (Гогоберидзе, 2009)
КАДИ, кази (араб.) — исламский судья, назначавшийся правителем или его наместником в города и провинции мусульманского государства. Среди необходимых качеств судьи особо выделяли честность и справедливость. Судебные полномочия кади в принципе охватывали как рассмотрение гражданских споров между мусульманами, так и применение санкций к нарушителям норм фикха, включая уголовное наказание преступников. Любое дело кади разрешал единолично и, как правило, за одно заседание. Если ответчик соглашался с предъявленным ему иском, то для вынесения решения кади никаких других доказательств не требовалось. При отказе ответчика признать свою ответственность истец должен был доказать обоснованность претензии. Кади стремился уладить спор миром. Если этого не удавалось, он выносил решение, которое проигравшая сторона была обязана выполнить. Такое решение считалось окончательным и в принципе не подлежало обжалованию. При рассмотрении дел кади руководствовался нормами фикха. Кади не располагал достаточной властью, чтобы обеспечить реализацию своих судебных постановлений, которые исполнялись главным образом в силу его личного авторитета и добровольного признания их верующими. Многие из них воспринимали предписания кади как исламские нормы, обращенные к их религиозной совести. С середины XIX века в результате создания в Османской империи и Египте гражданских и уголовных судов, которые применяли законодательство, построенное по европейским образцам, роль судов кади стала заметно падать. В современном исламском мире в ряде стран (например, в Египте, Тунисе, Алжире, Йемене) суды кади ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих странах сохраняются шариатские (мусульманские) суды, которые в большинстве случаев решают дела, связанные только с личным статусом мусульман. В Саудовской Аравии, государствах Персидского залива суды кади остаются центральным звеном системы правосудия, и их юрисдикция охватывает рассмотрение довольно широкого круга вопросов, в том числе и уголовных дел. В последние годы в ряде стран (например, в Иране и Пакистане) в результате проводимого курса на возрождение фикх-права роль шариатских судов возросла. Действующее в исламских странах законодательство, регулирующее организацию и деятельность этих судов, закрепляет многие традиционные нормы фикха относительно института кади.
Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 113-114.