Логос (Кузнецов)
ЛОГОС (греч. λόγος) с греческого языка переводится как: 1) мысль или понятие; 2) выражение или произнесение мысли в различной форме; 3) собирание или упорядочивание мыслительной деятельности. Следует различать обыденное понимание данного термина и значение, которое вкладывается в него в философии и теологии.
В обыденном смысле Л. — не что иное, как просто слово, речь, т.е. некое упорядоченное и взаимосвязанное обращение. Поэтому можно встретить данный термин в значении беседы, суждения, решения, или даже всеобщего математического смысла, порядка. Кроме того, в греческой традиции Л. рассматривался и как жанр прозы, отличной от поэзии, а люди, работающие в данном прозаическом жанре, назывались логографами. В античной драме Л. — диалог действующих лиц в отличие от хорового выступления.
В философии Л. означает прежде всего противостоящий нерациональному мышлению процесс рационального (логического) проникновения мыслящего человека в смысл явлений (Словарь античности. С. 321).
Так, Гераклит (550—480) считал, что речь сама по себе уже упорядочивает, придает смысл отдельным звукам, хотя и необходимо говорить или изрекать свой Л. с умом (Фрагменту. С. 197). Л. - это не речь обычного человека, а особое свойство чувственного Космоса. Он как нечто объективное, субстратное является выражением деятельности Космоса по упорядочиванию мира, это - все, что противостоит хаотичному и бесформенному. Выслушать Речь (Л.) — значит понять мировой порядок, мировое устройство. Так же как и космос, он вечен, согласно ему все происходило и происходит.
Особое место понятие «Л.» занимает в ранней патристике. Так, например, у Филона Александрийского (ок. 20 г. до н.э. — ок. 40 г.) от классической античности сохраняется гераклитовское представление о Л. как об упорядочивающем начале чувствен- но-одушевленного космоса. С другой стороны, поскольку в этот исторический период происходит становление и оформление христианства, понимание Л. увязывается с образом Бога-творца. В последнем смысле у Филона Л. либо отождествляется с первобожеством, выступая как своеобразное свойство Бога, его Разум, совокупность его совершенств, либо он рассматривается как особая подструктура Божества, задачей которого является осмысление мира. Это посредник между абсолютным существом и миром. Бог с помощью Л. или посредством его творит мир, вносит в него разумность (Лосев, 87—89).
У Плотина (204-270) Л. - это мировая душа, а точнее, ее деятельностная характеристика. С одной стороны, Л. проявляется как необходимый закон, с другой — организация Космоса через Л. недостаточна. Л. совершенен лишь в чистом виде, поэтому его проявления могут быть столь разнообразны, что включают в себя и несовершенство мира.
Понятие Л. прочно входит в теологию, где оно переосмысляется как Слово Живого Бога. Бог окликает вещи, вызывая их из небытия. Жизнь Иисуса и есть воплощение Бога в мир через Л. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Иоанн, 1). Таким образом, Л. — одна из божественных ипостасей. Бог и есть сама мысль и мудрость. В Л. воплощаются все сокровища божественной мудрости, вся совокупность божественной мысли, но он одновременно и процесс выражения, произнесения мудрости, божественного слова.
Литература:
Словарь античности. М., 1989;
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980;
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 296.