Исламское искусство
ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО — искусство народов мусульманских стран. Пространственные границы И. и. соответствовали основным районам распространения собственно мусульманского вероучения. И. и. в своем историческом развитии претерпело определенные изменения, носящие преимущественно формальный характер и не затрагивающие его традиционных основ. Выделяется несколько культурообразующих зон распространения И. и.: арабская зона (Ближний Восток, Египет, Магриб, Испания), иранская зона (Иран, Афганистан, Средняя Азия), индо-иранская зона (Индия, Пакистан), индонезийско-малайская зона. Художественный облик И. и. наряду с доминирующим мусульманским пластом, включает черты традиционного искусства языческих аравийских, северо-африканских и среднеазиатских племен. Кроме того, столкновение ислама с другими монотеистическими религиями (иудаизм, христианство, зороастризм, буддизм) явственно обнаруживает концептуальное влияние эстетических и изобразительных идей различных религий и культурообразующих зон на И. и. Так, например, иудейская традиция, несомненно, повлияла на эстетические представления ислама об изобразительном облике человека, а древнеиранская мифоритуальная традиция может быть прослежена на самых поздних образцах персидской миниатюры исламского периода. Представляется логичным рассматривать И. и. в различных зонах его распространения с одной оговоркой — указывающей на его этнокультурный субстрат, т.е. непременно подчеркивая синтетический характер искусства культурообразующих зон, например, И. и. Ирана, И. и. Индии и т.д. И. и., в отличие от христианского или буддийского, было принципиально некультовым. Это, однако, не означает, что в исламе не существовало сакрального искусства. Наиболее выразительными и почитаемыми с религиозной точки зрения являлись искусство каллиграфии и традиционный облик мечети, облекаемый часто в богатую архитектурную форму и декоративное убранство. Сакральное значение каллиграфии и архитектоники мечети проистекают из доминирующей для мусульман идеи о материальном воплощении слова. Каллиграфия в И. и. рассматривается как графическое воспроизведение воли Аллаха. Этим, в частности, объясняется обязательное присутствие цитат из Корана на зданиях мечетей. Мечеть, в свою очередь, является местом, где божественное слово получает свое вербальное воплощение. В Коране отсутствуют запреты изображать живые существа. Есть только предостережения против идолопоклонничества. Хотя традиция изображения связывается в основном с иллюстрацией поэтических, исторических и научных сочинений. Существенной для полного понимания смысла изображений является их символическая и аллегорическая образность. Наиболее устойчивая и распространенная изобразительная традиция характерна для двух культурообразующих зон И. и.: мусульманского искусства Ирана и Индии. В своих формальных (передача пространства и времени, обратная перспектива) и смысловых (символико-аллегорическая образность) проявлениях И. и. входит в общую типологическую картину искусства средневекового Востока и Запада.
Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 99-100.