Имам

ИМАМ (от араб, «амма» — стоять впереди, предводительствовать). В исламской традиции сложилось два значения слова И.: 1) руководитель общественной молитвы. При этом следует отметить, что функции И. в этом смысле может исполнять любой благочестивый мусульманин, но, как правило, в отдельной мечети молитвой руководит один и тот же человек. И. — предстоятель на молитве — это не сан и не профессия, имамом признается лишь тот, кто фактически руководит молитвой. В городских, квартальных и сельских мечетях И. является лицо, имеющее элементарное духовное образование. И. соборных мечетей признаются богословы, получившие специальное образование и пользующиеся авторитетом у верующих; 2) глава мусульманской общины. В эпоху зарождения ислама функции И. и как предстоятеля на общественной молитве, и как главы исламского сообщества выполнял сам пророк Мухаммед, а после его смерти — халифы. Поскольку они одновременно были главами государств, обладавшими всей полнотой власти, и предстоятелями на общественных молитвах, то И. оказались единственными законодателями и высшими духовными авторитетами. Отсюда развилось представление об И. как главе всей теоретически единой мусульманской общины. Однако о сущности верховной власти в халифате и критериях ее законности сложились разные представления, и это вызвало раскол среди мусульман. Сунниты и хариджиты считали И. уполномоченным общины, который избирается всей общиной. В суннитском исламе выражением воли общины стала иджма — «согласие» ее представителей. Главной обязанностью И. было управление мирскими делами в соответствии с шариатом. В противоположность суннитам и хариджитам шииты проповедуют божественную природу верховной власти. Отвергая с самого начала идею выборности И. — главы общины и считая верховную власть предопределенной в роду Али, они отстаивают наследственный принцип передачи власти. По их представлениям, род Али наделен знанием сокровенных сторон религии, и это знание передается от отца к сыну. Божественная природа власти предопределила «непогрешимость» И. в делах веры и мирской жизни, гарантирующую незыблемость и чистоту исламской религиозной традиции. Согласно шиитскому вероучению, И. — а) правитель общины и преемник пророка Мухаммеда; б) верховный толкователь Корана и сунны; в) высший духовный авторитет, ведущий людей к пониманию скрытого смысла вещей. С точки зрения шиитов, имамы из рода Али — единственные законные и полномочные представители Аллаха на земле, наследники пророческого знания.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 79-80.

Понятие: